Самая полная выставка Брейгеля откроется в Вене

Музей истории искусств впервые собрал почти все наследие Питера Брейгеля Старшего — около трех десятков картин


Питер Брейгель Старший. «Детские игры». 1560. Фото: Kunsthistorisches Museum Wien

Выставка приурочена к 450-летию со дня смерти великого мастера, хотя венцам сам бог велел проводить его выставки — как по случаю, так и без него. Венский Музей истории искусств — главный обладатель произведений Питера Брейгеля Старшего, или Мужицкого, (около 1525/30 — 1569), ему принадлежит 12 работ художника. Вторыми идут Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе с шестью картинами; у остальных, включая таких титанов, как Лувр и Метрополитен-музей, и того меньше. Всего в мире сохранилось около 40 живописных произведений Брейгеля.

В Вене покажут все пять сохранившихся сцен из серии «Времена года», среди которых, наверное, самая знаменитая работа нидерландского художника — «Охотники на снегу». Впервые в одной экспозиции встретятся две «Вавилонские башни» — из венского музея и из Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме. Специально к выставке мадридский Прадо отреставрировал шедевр Брейгеля из своей коллекции — «Триумф смерти». Реставрация, в ходе которой укрепили красочный слой и были возвращены оригинальные яркие цвета, длилась два года.

Питер Брейгель Старший. «Вавилонская башня». 1563. Фото: Kunsthistorisches Museum Wien

На выставке будут широко использованы современные мультимедийные средства, ведь «сельская жизнь» у Брейгеля — это ребус, за которым прячется иное содержание, именно это и привлекает современного человека с его клиповым сознанием. Зрители смогут расшифровать для себя все необычные детали картин. Например, «Сорока на виселице» из Музея земли Гессен (Дармштадт). Зачем таким сложным образом убивать птицу? Оказывается, этой картиной Брейгель выразил свое отношение к доносчикам и сплетникам, по наветам которых испанские завоеватели казнили его соотечественников на реальных виселицах. Еще пример — «Притча о слепых» из Музея Каподимонте (Неаполь), вроде бы простая иллюстрация к известной максиме: если слепой поведет слепого, то оба непременно упадут в яму. Однако выяснилось, что второй и четвертый персонажи картины ослеплены искусственно. Возможно, это ответ Брейгеля на зверства герцога Альбы, чинимые в его родных Нидерландах. Любопытно, что сегодня притча о слепых воспринимается именно по картине Брейгеля.


Музей истории искусств
Брейгель
2 октября 2018 – 13 января 2019
http://www.theartnewspaper.ru/posts/6045/

Комментариев нет:

Отправить комментарий