Погребальная Золотая маска Тутанхамона известна почти каждому. Это великолепный и единственный сохранившийся образец древнеегипетских ритуальных украшений подобного рода. Но далеко не все знают, что и в наших музеях можно увидеть три редчайших образца необыкновенной красоты, также предназначенных для погребения, но созданные руками русских мастеров.
В одном из залов Оружейной палаты выставлены два уникальных памятника русского ювелирного искусства, выполненные с использованием сложнейшей техники обработки металлов - высокорельефной чеканки по серебру. Это крышка раки царевича Димитрия и раки Кирилла Белозерского.
Их создателями являются русские чеканщики, мастера Серебряной палаты Московского Кремля. Руководил работой мастеров-серебряников «жалованный мастер первой статьи» знаменитый Гавриил Овдокимов, трудившийся здесь с 1628 года на протяжении сорока лет.
Серебряная палата находилась в Кремле с 1613 до 1700 года. Трудились здесь и делились бесценным опытом лучшие мастера серебряных дел, собранные из различных городов России и отчасти из-за рубежа.
Серебряная рака царевича Димитрия
Делал эту раку Гаврила Овдокимов вместе с другими мастерами — П. Власьевым, Д. Алексеевым, В. Коровпиковым, Т. Ивановым и В. Молосольцем.
Скульптура, выполненная из золоченого серебра, представляет собой фигуру лежащего на спине царевича Димитрия в полный рост, руки его сложены на груди. Лицо царевича весьма выразительно - широко открытые глаза, слегка выпяченная нижняя губа, припухлость черт, свойственная ребенку.
Работая над крышкой, чеканщик, видимо, старался как можно точнее передать облик царевича, не забыл даже про родинку на его лице. Символом насильственной смерти юного царевича служит бархатная полоска на его шее, украшенная жемчугом.
Венец на голове отрока-мученика украшен драгоценными камнями и эмалями.
Не менее прекрасен и узор на одежде царевича, а также травный узор, покрывающий всю поверхность крышки.
Царевич Димитрий, сын Ивана Грозного от его седьмой жены, не доживший даже до девяти лет, тем не менее, весьма значительно повлиял на ход истории государства – с его именем связан весь период Великой Смуты.
После смерти Ивана Грозного двухлетний царевич, стоящий на пути рвущегося к престолу боярина Бориса Годунова, был отправлен им из столицы вместе со своей матерью в город Углич, где по прошествии шести лет весной 1591 года таинственным образом погиб. Что явилось причиной его смерти - до сих пор окончательно не установлено.
Согласно одной версии, царевич был убит по тайному распоряжению Бориса Годунова, который в то время, будучи шурином немощного царя Федора Иоанновича, фактическим управлял государством. Эту версию подробно описал Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского».
Сразу после убийства царевича Годунов срочно направил в Углич комиссию для расследования деталей гибели Димитрия. И эта комиссия, опросив свидетелей, выдвинула иную версию случившегося. По заключению этой комиссии, страдающий эпилепсией царевич, сам наткнулся на нож во время случившегося припадка.
После смерти в 1598 году Федора Иоанновича, последнего правителя из династии Рюриковичей, Бориса Годунова избирают новым царем.
Но уже в начале 17 века о своих правах на престол заявил неожиданно объявившийся чудесным образом воскресший наследник - самозванец Лжедмитрий I, которому даже удалось на короткое время занять царский трон.
В 1606 году в результате заговора Лжедмитрий был убит, а царский трон занял Василий Шуйский.
Но вскоре объявляется еще один Лжедмитрий. Для того, чтобы навсегда покончить с проблемой «спасшихся» царевичей, Шуйский решает предъявить народу мощи умершего Димитрия. Он направляет в Углич комиссию во главе с митрополитом Филаретом для вскрытия гроба царевича.
Когда гроб открыли, по собору распространилось «необычайное благовоние», а останки царевича в нем оказались нетленными.
«... В левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи». А ведь он действительно умер, когда играл с орехами.
Однако не все этому поверили, и поползли очень нехорошие слухи, будто бы Филарет выкупил у одного из стрельцов ребенка подходящего возраста, умертвил его и положил в гроб, выдав тело ребенка за нетленные мощи царевича Димитрия.
Тем не менее, мощи перевезли в Москву и там перезахоронили в Архангельском соборе Кремля, причислив царевича к лику святых. А по Москве распространили слухи о том, что останки святого Димитрия обладают чудодейственной силой и способны исцелять больных. И началось паломничество к мощам царевича...
Вокруг захоронения установили ажурную решетку из бронзы, а сверху над ним соорудили белокаменную резную сень. Кремлевские мастера изготовили из серебра великолепную раку.
В 1812 году, во время войны с французами, один из священников тайно вынес святые мощи из собора и спрятал их в алтаре храма Вознесенского женского монастыря. А после того, как французов изгнали, мощи снова вернули на прежнее место.
Драгоценную раку сохранить не удалось, ее похитили и переплавили. К счастью, самая красивая ее часть, верхняя крышка, сохранилась, благодаря тому, что верующие ее тоже спрятали в тайнике. Уже в 1813 году была изготовлена новая рака взамен утраченной.
Рака Кирилла Белозерского
Крышка этой раки из позолоченного серебра после революции была разбита и долгое время считалась утраченной. Однако в дальнейшем были обнаружены хранящиеся в разных местах ее фрагменты (30 штук), и крышку удалось восстановить.
Теперь этот редчайший памятник чеканного искусства также экспонируется в Оружейной палате.
Удалось установить, что первоначально крышку тоже изготовили в Серебряной палате Московского Кремля. Не исключено, что это были те же самые мастера, которые работали над ракой царевича Димитрия. Фигуру святого Кирилла тоже обрамляет великолепный чеканный растительный узор.
Рака Александра Свирского
Еще один памятник подобного рода можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга, это крышка от раки Александра Свирского. Первоначально она находилась в Александро-Свирском монастыре, расположенном возле города Олонец, а в 1923 году была передана в Русский музей.
При сравнении ее с крышкой от раки Кирилла Белозерского отмечается очень большое их сходство. Видимо, и эта рака была выполнена все «той же группой мастеров-серебряников с Гаврилой Овдокимовым во главе».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100918/40418/
Комментариев нет:
Отправить комментарий