Два редких портрета кисти Антониса ван Дейка станут «звёздами» распродажи произведений старых мастеров на Sotheby’s в декабре. Это изображения старших детей британского короля Карла I — 11-летнего принца Уэльского (позже — короля Карла II) и его 9-летней сестры Марии Генриетты, носившей тутул королевской принцессы (позже — матери короля Вильгельма III). Полотна относятся к последним работам, которые художник создал для венценосного покровителя всего за несколько месяцев до своей смерти.
Эти очаровательные, прекрасно сохранившиеся портреты около ста лет находились в одной из частных коллекций. Сейчас их суммарная предварительная оценка составляет 2,6 млн фунтов стерлингов (3,8 млн долларов).
Эти изображения были задуманы и выполнены летом 1641 года. Возможно, это портреты принца и принцессы, упомянутые в описи мастерской Антониса ван Дейка, который скончался в декабре того же года. Они концентрируют всё необычайное мастерство, с которым художник преуспел в детской портретной живописи ещё в ранние годы своей карьеры в Генуе. Обе работы с удивительной похожестью изображают королевских детей в тот период, когда их мир и монархия Стюартов стояли на грани краха.
Портрет Карла II в бытность принцем Уэльским
Антонис ван Дейк
1641
«В этих отлично сохранившихся портретах двух старших детей монарха мы видим,как художник мобилизует всю свою виртуозность, чтобы передать молодость и статус его королевских натурщиков, — сказал сопредседатель департамента старых мастеров Sotheby’s Алекс Белл. — Бурная история двора Стюартов всегда захватывала воображение людей. А увлекательные выставки в Лондоне в этом году вызовут дополнительный интерес к королевским изображениям, которые крайне редко выставляются на продажу».
Слева: Антонис ван Дейк, «Эндимион Портер и Антонис ван Дейк (фрагмент: автопортрет)» (1623). Национальный музей Прадо, Мадрид
Антонис ван Дейк в 1632 году был назначен Главным королевским художником Их Величеств и стал первым живописцем, получившим эту придворную должность (всего в истории Британской монархии насчитывается 11 таких мастеров; последним стал Джордж Хейтер при королеве Виктории).
Уроженец Антверпена создал множество портретов Карла I, его жены Генриетты Марии и их детей. Значительная часть полотен до сих пор находится в британской Королевской коллекции. Утончённый стиль, с которым Ван Дейк изображал своих венценосных натурщиков,доминировал в английской портретной живописи вплоть до конца XVIII века.
Карл І и Генриетта Мария с двумя старшими детьми, принцем Карлом и принцессой Марией
Антонис ван Дейк
1632, 303.8×256.5 см
Изображение старшего ребенка Карла I — принца Уэльского и будущего короля Карла II — оценивается в 2−3 млн фунтов стерлингов. Это один из лучших королевских портретов в поздней карьере Ван Дейка. Наследник престола стоит в доспехах, с лентой Ордена Подвязки, его левая рука лежит на рукояти меча,а правой он опирается на стек. Этот образ — заметный сдвиг в представлении молодого принца. В отличие от знаменитых детских портретов, где он находится в окружении братьев и сестёр, этот излучает военную и взрослую серьёзность — как в осанке мальчика, так и в окружающих его предметах.
Пятеро детей короля Карла I
Антонис ван Дейк
XVII век, 89.5×176.2 см
Доподлинно неизвестно, когда король дал поручение написать этот важный портрет принца. Косвенное указание на дату можно найти в архивных документах, где 9 августа 1641 года есть запись об оплате баржи, которая «забрала его высочество из Ламбета в Уайтхолл, а оттуда — к Антонису ван Дейку и обратно».
Несмотря на свой юный возраст, принц Уэльский сопровождал отца в начале Английской гражданской войны и присутствовал в битве при Эджхилле в 1642 году. Когда к 1646 году стало ясно, что Карл I проигрывает, принц был вынужден бежать из Англии и укрыться на континенте. После казни короля он провёл ряд неудачных кампаний по восстановлению своего права на трон. Лишь когда в 1658 году умер Оливер Кромвель, и реформированный парламент решил реконструировать монархию, наследник вернулся в Англию как король Карл II.
Портрет Марии, королевской принцессы и принцессы Оранской
Антонис ван Дейк
1641
«Портрет Марии, королевской принцессы» был написан вскоре после её брака с принцем Вильгельмом II Оранским. Невесте на тот момент было 9 лет, жениху — 15. Это последний образ дочери короля, написанный Ван Дейком. Мария изображена в нарядном оранжевом шелковом платье, отороченном кружевом и украшенном синей лентой. На пальце у неё обручальное кольцо, а на груди — крупная бриллиантовая брошь, подаренная мужем на следующий день после бракосочетания весной 1641 года. После своего замужества принцесса оставалась в Лондоне до февраля 1642 года, а затем отправилась с матерью в Голландию, чтобы воссоединиться с супругом. В Англию она вернусь после восстановления монархии,но вскоре умерла от оспы в возрасте 29-ти лет. Её первый сын, который родился в 1650 году за два дня до смерти своего отца, позже взошёл на английский трон как Вильгельм III.
Портрет Вильгельма II, принца Оранского, и его жены Марии Стюарт
Геррит ван Хонтхорст
1647, 302×194.3 см
Портрет Марии, который предварительно оценён в 600−800 тыс. фунтов стерлингов, — одна из трёх версий, которые были написаны, скорее всего, летом 1641-го. К тому времени Ван Дейк, вероятно, уже чувствовал себя слишком плохо,чтобы закончить картину сам, и, судя по всему, поручил написание платья принцессы своим подмастерьям.
https://artchive.ru/news/
Комментариев нет:
Отправить комментарий