Двое родственников Томаса Гейнсборо были убиты из-за денег, когда тот был ещё ребёнком. Свежие исследования представляют совершенно новую точку зрения на ранние годы художника и дают понять, откуда у его семьи появились средства, чтобы отослать мальчика на учёбу в Лондон.
Историки обнаружили письма с угрозами, датированные 1738 годом и отправленные незадолго до внезапных смертей дяди и двоюродного брата Томаса Гейнсборо. В одном из них — к кузену будущего живописца — неизвестные обещали«расстрелять или повесить» адресата.
Важные исследования проводил в течение четырёх лет Марк Биллс, директор Дома Гейнсборо в Садбери, графство Суффолк. В этом музее в октябре откроется выставка, посвящённая ранним годам Томаса Гейнсборо. Он родился в Садбери в 1727 году в семье торговца шерстью и стал одним из ведущих живописцев своего времени.
«Автопортрет в возрасте 12-ти лет» (ок. 1739), который приписывается Томасу Гейнсборо. Частная коллекция
С середины XIX века биографы художника упускали из виду убийства в семье Гейнсборо. И дядя, и его сын также носили имя Томас; один жил в Садбери, а второй некоторое время работал в Лондоне. Биллс указывает,что поддержка и руководство дяди сыграли ключевую роль в формировании живописца.
Будущему мастеру на момент убийств исполнилось 11 лет. Ему было хорошо известно о трагедии в сплочённой семье — и это позволяет историкам дать новую оценку ранним годам художника.
Биллс нашёл публикацию в London Gazette от 26 сентября 1738 года от имени Джона Гейнсборо, отца живописца. Тот предложил через газету вознаграждение в 30 фунтов стерлингов и освобождение от уголовного преследования любому, кто сообщит об авторах угрожающих посланий, полученных членами его семьи.
В первом анонимном письме, отправленном из Лондона 1 марта 1738 года, дядю и кузена Гейнсборо обвиняли в том, что они «финансово погубили» своего друга Ричарда Брока. Под угрозой смерти от них требовали не взыскивать долг с этого человека. Письмо заканчивалось словами о «сладкой мести». Оба адресата,очевидно, серьёзно отнеслись к шантажу, поскольку спустя несколько месяцев написали завещания.
Портрет Джона Гейнсборо, отца художника, написанный в 1731 году Джоном Теодором Хайнцем Старшим. Гейнсборо-хаус, Садбери
Портрет Томаса Гейнсборо, кузена художника, написанный в 1731 году Джоном Теодором Хайнцем Старшим. Гейнсборо-хаус, Садбери
Ещё более угрожающее письмо было отправлено через полгода, 3 сентября 1738-го. Неизвестные предупреждали сына, что недавно видели его «на дороге», но решили не убивать «ради бедной женщины» — сопровождавшей его жены. Они выдвинули требование: в течение недели Гейнсборо должен отказаться от своих требований к Броку. Срок ультиматума истёк 10 сентября, а пять дней спустя кузена художника похоронили. Поскольку ему было лишь 29 лет, скорее всего, он был застрелен или отравлен, а не умер от естественных причин. А с учётом времени на перевозку тела из Лондона в Садбери и организацию похорон, убит он был через несколько часов после истечения срока.
Несмотря на смерть сына, дядя Гейнсборо продолжал настаивать на выплате долга. И ровно через шесть месяцев умер в лондонском пабе, о чём сообщил«Еженедельный альманах» от 17 марта 1739 года. Хотя в газете не писалось о причине смерти, весьма вероятно, что это было убийство, поскольку произошло на публике. О перестрелке в заметке также упомянули бы, так что, вероятно, мужчину тихо отравили после того, как он выпил пару кружек пива.
Картина Томаса Гейнсборо «Вечерний пейзаж с пожилым крестьянином и ослами» (1757) станет одним из экспонатов выставки, посвящённой ранним годам художника
Как установили исследователи, убийцы так и не были пойманы, а награда в немалые 30 фунтов стерлингов за информацию никого не прельстила.
Эти смерти были трагическими для семьи, но оказали влияние на дальнейшую судьбу молодого Томаса Гейнсборо. Его отец, четыре года назад объявленный банкротом, теперь получил наследство. Дядя пожелал, чтобы племянник нашёл себе «лёгкое ремесло» и выделил на это 40 фунтов стерлингов. Эти деньги позволили семье в 1740 году отправить 13-летнего мальчика в Лондон на обучение к гравёру Юберу Франсуа Гравело.
Томас Гейнсборо, «Снятие с креста(по Рубенсу)» (1760-е). Гейнсборо-хаус,Садбери
Убийства, несомненно, оказали и эмоциональное воздействие на юношу, который, судя по всему, был на похоронах. Должно быть, опасения,что Джон Гейнсборо и его дети тоже могут оказаться следующей целью убийц, было одной из причин,по которой отец решил отослать сына в большой город из маленького Садбери, где его легко можно было выследить. Но даже выйдя из кареты в Лондоне, «молодой Томас знал, что его дядю убили в пабе за углом», пишет Марк Биллс.
Более подробно о своих открытиях и влиянии трагических событий на юного художника директор Дома Гейнсборо рассказывает в каталоге к выставке, которая пройдёт с 20 октября 2018-го по 17 февраля 2019 года.
https://artchive.ru/news/
Комментариев нет:
Отправить комментарий