Как изображали «Святое семейство» известные живописцы 17-18 веков



Рождественская тема в живописи XVII-XVIII веков была очень актуальна. Это обусловлено отчасти периодом после Возрождения (когда художественные таланты проявили себя в самых различных стилях, направлениях, интерпретациях наиболее ярко). Особенно интересна тема Святого семейства в творчестве художников Рембранта и Помпео Батони.


Рембрант «Святое семейство» 1645
Рембрандт ван Рейн родился в 1606 году. Он является одним из самых выдающихся художников в Европе и величайшим в Голландии. Его картины охватывают широкий спектр различных жанров - портреты, пейзажи, религиозные и исторические картины. В своих работах он использовал кьяроскуро и различные техники освещения и краски. В 1640-х годах Рембрандт выпустил несколько работ на тему Святого Семейства. Мир гармонии и любви, утраченный после смерти его любимой жены Саскии, снова возродился в его жизни с появлением Хендрикье Стоффельс. Это счастье художника проявилось в «Святом семействе». Ряд искусствоведов считают, что черты Хендрикье можно увидеть на лице Девы Марии, а спящий в колыбели маленький ребенок - прототип Тита, сына Рембрандта и Саскии.




"Святое семейство"
На своем полотне «Святое семейство» (1645) Рембрандт изобразил семью так, словно художник зашел в гости к нидерландской семье XVII века и решил запечатлеть их на холсте. Например, плетеная детская кроватка может быть приписана периоду Рембрандта из-за его аналогичного использования другим художников того периода, Питером де Хухом. Сцена со «Святым семейством» - одна из самых ярких попыток Рембрандта иначе проявить свет на своих картинах. Здесь Рембрандт изобразил три источника света:

- освещенные ангелы (сопровождаемые божественным светом с небес),
- освещенное лицо Марии и колыбель Иисуса (свет от камина),
- рабочий стол Иосифа (источником является, вероятно, окно).

Дева Мария сидит на низком стуле, держа большую открытую книгу в левой руке. Она отрывается от чтения, осторожно приподнимает завесу колыбели и чуть наклоняется, чтобы заботливо проверить сон малыша. Ее лицо излучает свет любви и нежности. На переднем плане изображена плотницкая мастерская Иосифа, который занят своей работой. В колыбели тихо сопит ребенок, покрытый красным одеялом. Мария одета в темно-красное платье и темно-синюю юбку, ее голову покрывает белый платок. За ней в полутени Джозеф в коричневом рабочем платье формирует иго своим топором. На верхней части картины зрители видят парящих ангелов, наблюдающих за Иисусом. Зритель видит и подпись художника в нижнем левом углу («Рембрандт 1645»).
Наверняка первая эмоция глядящего на картину - невероятно теплая и домашняя атмосфера. «Пушистость» и мягкость ощущаются в коричневатом мраке и мирно проникающем чистом золотом свете, сопровождающем маленьких ангелов. Один из ангелов изображен в позе распятия на кресте.

Светотеневая техника проявилась особенно ярко и в работе Помпео Батони, создавшего свой вариант «Святого семейства».


Помпео Джироламо Батони «Святое семейство» (1777)
Помпео Джироламо Батони (1708 - 1787) был одним из самых знаменитых итальянских художников своего времени, а его покровителями и коллекционерами были королевские особы и аристократы со всей Европы. Известность и репутация мастера заметно ослабли в XIX веке и вновь возросли к XX веку.
Итальянский художник и рисовальщик, сын выдающегося ювелира, Помпео называют «последним старым мастером Италии», и он, действительно, был одним из последних великих итальянских мастеров, работавшем в Риме. Кроме того, Батони был ведущим портретистом XVIII века в Риме, а также высочайшим мастером аллегорических и мифологических работ. Помпео прославился прежде всего как религиозный историк.




Помпео Батони


Первая выставка, посвященная Помпео Батони, была проведена в его родном городе Лукке в 1967 году, две другие были организованы в Лондоне и Нью-Йорке в 1982 году. Большое количество иностранных гостей, путешествующих по всей Италии и достигающих Рима во время их «Гранд Тура», заставили художника специализироваться на портретах. Хотя Батони считался лучшим итальянским художником своего времени, в современных хрониках упоминается его творческое соперничество с Антоном Рафаэлем Менгсом. Вдохновение Батони черпал из элементов классической античности, французского рококо, болонского классицизма, а также работ Николя Пуссена, Клода Лоррена и особенно Рафаэля. Ныне Помпео Батони считается предшественником неоклассицизма.




Святое семейство

Большой холст «Святое семейство» (1777) Помпео Батони создал не по заказу, а для себя. Написал и целых 5 лет продержал в своей мастерской, до тех пор, пока ее не посетили наследник русского престола царевич Павел Петрович и его жена Мария Федоровна (1728 год). Они приобрели понравившуюся картину в подарок своей матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони живописные элементы очень отчетливо проявляются в этой работе: гладкое плотное наложение краски, элегантное звучание цвета, замечательная чистота рисунка.

Фигуры Марии с младенцем на руках и мальчика Иоанна Крестителя несколько абстрактны в своем совершенстве. Молодого Иоанна зритель узнает по одежде из шерсти и кресту в руках. Батони является одним из создателей классицизма, но его искусство никогда не принадлежало этому стилю полностью. В «Священном семействе» создан целый сюжет - Иосиф, который читает Библию и ненароком смотрит на Иисуса, Елизавета, которая хочет взять ребенка на руки. Мария одета скромно: на ней бежево-золотой платок, небесно синяя мантия и розовое платье. Художник использовал насыщенную контрастную палитру, акцентировав фигуру Марии с Младенцем с помощью светотеневой техники.

Помпео дал понять - это главные герои картины. Младенца зритель видит в белом одеянии (этот белый цвет создан мастерски, свечение подчеркивает святость своего героя). Тон кожи Мланденца самый светлый и мягкий из всех тонов героев (это очень знаменательно). Особенно притягательна интерьерная часть: стол, за которым сидит Иосиф, покрыт красным ковром и украшен прелестным букетом из роз и лилий. Оба цветка - символы Марии, но в то же время букет придает особый уют атмосфере комнаты и дополняет композицию.

Ниже представлена сравнительная инфографика двух картин «Святого семейства».








Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070120/45122/

Комментариев нет:

Отправить комментарий