Тема блудного сына на картинах Рембрандта: величайшая эволюция жизни и творчества мастера



Рембрандт Харменс ван Рейн был величайшим художником не только голландского золотого века, но и всего мирового искусства. Известный как «художник света», Рембрандт использовал свои непревзойденные технические навыки, знание анатомии человека и веру, чтобы выразить глубокие эмоции и вечные истины. Особого внимания требует библейский сюжет блудного сына, которая отражает личные и творческие трансформации художника.

Биография
Родившийся в семье мельника среднего класса в 1606 году, Рембрандт Харменс ван Рейн, как и многие другие в то время, оставил отцовский дом и отправился в большой город (Амстердам), чтобы добиться успеха. Его талант и навыки послужили добрую службу. Мастер создал удивительно реалистичные портреты богатых торговцев, кораблестроителей, местных политиков и их семей. Рембрандт обеспечил себе отличную репутацию и значительный доход в первые годы своей карьеры.



В то время библейские сюжеты считались актуальными для высокого искусства, но что более важно для Рембрандта, Библия стала для мастера инструментом понимания и созерцания человеческого духа. Притча Христа о блудном сыне - это рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». Сюжет часто вдохновлял художника на протяжении всей жизни, особенно раскрываясь в двух картинах - «Блудный сын в таверне» (1637) и «Возвращение блудного сына» (1669). Две картины - две отправные точки в биографии - две эволюции творчества и жизни самого мастера.

«Блудный сын в таверне»
Первая работа «Блудный сын в таверне» отражает самое счастливое время в жизни художника. Картина была написана в 1637 году, когда Рембрандту исполнился 31 год, он только женился на красивой, богатой молодой жене - Саскии. Левая сторона холста была вырезана предположительно самим художником. Там были изображены второстепенные персонажи, а Рембрандту хотелось сосредоточить внимание наблюдателя на основной теме. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия).




Рембрандт изобразил себя на автопортрете как гуляку и баловня судьбы в разгар своей творческой славы, личного счастья и несметных удовольствий, с бокалом в руке и со своей любимой женщиной. Кстати, героиня - супруга Рембрандта - Саския. Процветание Рембрандта, так же как и разгульный образ блудного сына из Библии, продлилось недолго. Художник жил щедро и расточительно, предполагая, что хорошие времена будут длиться вечно. Но он ошибся. К началу работы над «Возвращением блудного сына» Рембрандт обанкротился. Его любимая жена умерла, былая популярность исчезла и художника настигла бедность. Знаменательна символическая деталь - это грифельная доска на стене, обозначающая, что рано или поздно за всё придётся платить. Это маленькая подсказка художника зрителям, напоминающая, что у этой истории есть продолжение.



Финалом притчи Рембрандта является вторая версия, написанная в 1669 году. И в ней довольно сложно признать бледного, изможденного, разбитого физически и морально человека, возвращающегося к отцу. Он оставил его в юности, будучи азартным игроком, безрассудным искателем удовольствий, растратившим до последней копейки свою долю наследства. Художник написал эту работу всего за несколько месяцев до своей смерти.

«Возвращение блудного сына»
Последняя большая картина Рембрандта- «Возвращение блудного сына» - написана в 1669 году. Сейчас экспонируется в Эрмитаже. Это монументальная демонстрация всепоглощающей любви и прощения. Герои изображены в натуральную величину. Если смотреть на картину, стоя перед ней, можно действительно ощутить, как нежные объятия отца охватывают зрителя. Из намеренно темного фона насыщенного коричневого и бархатно-черного цвета появляются три фигуры, залитые светом. Визитная карточка Рембрандта - неизведанный свет, исходящий из глубины. Дуга света простирается от ног блудного сына через его потрепанную одежду и выбритую, опущенную голову, в руки его отца, освещая в финале его слепые глаза. Следующей световой точкой является лицо старшего сына, который остался при отце - это прообраз совести.



Самое знаменательное здесь - ноги блудного сына. Они изранены, обнажены, обуты в одну истрепанную обувь и рассказывают целую историю (разгул - ошибки - провал - поражение - раскаяние). Единственное, что осталось у него - кинжал на поясе (вполне возможно, это подарок отца, который он ни за что не продаст).
Сын опирается на грудь своего отца, и там он находит милосердие, принятие, прощение и любовь. Его голова выбрита - это подсказка к тому, что он опустился на самое дно. Он был узником. Мягкость красного одеяния отца и нежность его объятий очень ощутимы. Тот же самый красный цвет находит эхо в мантии старшего брата, связывая отца и его старшего сына. Но вместо любви, лицо старшего брата полно презрения и осуждения. Он стоит в стороне, жестокий и неподвижный.
Что стало с главным героем? С его уверенностью в себе и прекрасной дорогой одеждой? Все тщетное выскользнуло из него, как шелуха. Ценой страданий и потерь... его озарила истина.

В Голландии, протестантской стране, где в церквях не было расписных алтарей, а большие картины на религиозные темы редко писались, Рембрандт по своей воле создал монументальный шедевр, в которой живописная техника приобрела духовный характер. Художник в теме о блудном сыне раскрыл эволюцию своей жизни и творчества. Он буквально поставил себя перед Страшным Судом. Можно абсолютно согласиться с рядом критиков, которые назвали «Возвращение блудного сына» величайшей картиной всех времен.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090220/45437/

Комментариев нет:

Отправить комментарий