Как святой Патрик открыл портал в Чистилище: Тайны загадочного острова Стейшн в Ирландии




Сегодня в воображении многих людей имя святой Патрик ассоциируется с листьями клевера, большим количеством пива и веселыми вечеринками, которые принято устраивать в честь этого святого каждый год 17 марта. Но далеко не все знают, кем на самом деле был святой Патрик, как он помог сформировать средневековую концепцию Чистилища и почему паломники со всего света по сей день стекаются для духовного очищения на небольшой остров Стейшн, расположенный посреди озера Лох-Дерг на севере Ирландии.

Что гласит легенда о Чистилище святого Патрика



На этом острове находится Чистилище святого Патрика / Фото: puzzleit.ru
Христианская вера связывает имя Патрика с островом Стейшн благодаря ранним письменным упоминаниям в «Трактате о Чистилище святого Патрика», написанным около 1184 года монахом Солтри. В трактате описывается, как Патрик день и ночь молил Бога помочь ему найти способ обратить упрямых ирландцев в христианскую веру, и Христос указал ему на пещеру, расположенную на маленьком острове Стейшн посреди озера Лох-Дерг.

Бог сказал, что спустившись в бездну пещеры, человек столкнется с огнем и ужасными монстрами, и сможет собственными глазами увидеть последствия непринятия христианства. Но каждый, кто переживет этот опыт в качестве покаяния, впоследствии не будет подвергаться адским мукам, если только не совершит какой-нибудь более тяжкий грех.

Монах Солтри узнал о существовании пещеры от рыцаря по имени Оуэн, который отправился в паломничество на остров в 1153 году. Прежде чем войти в Чистилище святого Патрика, Оуэн постился и молился 15 дней. Монахи, ответственные за это место, провели по нему заупокойную мессу, обозначив тем самым его символическую смерть.

Они привели Оуэна ко входу в пещеру, а затем заперли его внутри. В течение следующих 24 часов Оуэн прошел несколько испытаний, он видел страдания людей, пригвожденных к земле, подвешенных на железных крюках и вращающихся на огненном колесе.

Войдя в страну боли и страха, он выжил в своих духовных испытаниях только благодаря искреннему покаянию и тому, что непрерывно молился Христу и просил помиловать его, грешного рыцаря.

После этого Оуэн перешел через мост и оказался в раю, где присоединился к другим спасенным душам, ожидающим восхождения на небеса. После суток, проведенных в пещере, он, наконец, вышел наружу, очистившись от всех грехов.


Что говорят различные источники о Чистилище



Святой Патрик
История мучительного путешествия Оуэна быстро стала средневековым бестселлером. «Трактат о Чистилище святого Патрика» был адаптирован и переведен на разные языки. Первая поэтесса Франции Мария Французская опубликовала его популярную версию на латыни в 1190 году.

Все образованные люди Средневековья, от принцев Испании до дворян Австрии и ведущих деятелей эпохи Возрождения в Италии, знали о святом Патрике и его Чистилище. Это место было изображено на итальянской фреске 1346 года и упоминается в «Гамлете» Уильяма Шекспира. Оно также было отмечено на первом глобусе, созданном Мартином Бехаймом в 1492 году.

Чистилище святого Патрика быстро стало одним из самых известных мест паломничества в мире: христиане из Франции, Испании, Венгрии и Италии отправлялись в Ирландию, чтобы пойти по стопам Патрика и Оуэна.

Идея очищения огнем и посещение места ожидания перед Страшным судом существовала в христианском мышлении задолго до появления Патрика. В Первом Послании к Коринфянам в Библии говорится об огне, который «испытает каждого человека».

К концу II века раннехристианские богословы, такие как святой Климент Александрийский, описывали два огня: один - разрушающий, другой - освящающий. По словам Климента, мертвым предстоят испытания, в ходе которых их оставшиеся грехи сгорят.

Историк Жак Ле Гофф в своей книге 1981 года «Рождение Чистилища» писал, что слово «Чистилище» традиционно употреблялось как состояние души или процесс, и никогда не использовалось как существительное. Во всяком случае, так было до конца XII века, примерно до того времени, когда история о Чистилище святого Патрика начала набирать популярность во всем мире.

Лишь в 1274 году, примерно через 100 лет после публикации трактата Солтри, церковь официально определила Чистилище как место очищения, заявив, что если истинно раскаявшиеся умирают в милосердии, прежде чем совершили покаяние за свои грехи, их души после смерти очищаются в Чистилище.


Раскол христианства



Памятник святому Патрику и вход в Чистилище на острове
Видения загробной жизни были довольно распространены в ранней христианской истории, например, в Апокалипсисе Павла IV века, который описывал огненную реку и яркие мучения, которые могут соперничать с описаниями Оуэна по уровню детализации.

Но рассказы о Чистилище святого Патрика очень существенно отличаются от других рассказов: в них Чистилище представлено как физическое место с физическими особенностями, которое люди могли посетить и увидеть своими глазами. Для этого им нужно было только отправиться на небольшой остров в Западной Ирландии.

Предлагая таинственное соответствие между внутренним миром человека и его физическим миром, история Чистилища святого Патрика раскрывала душу человека, отражающуюся на ландшафте земли и охватывающую самые высокие и священные вершины и самые мрачные пропасти.

Эта легенда намекает на существование скрытых миров помимо видимого мира, между которыми время от времени образуются трещины. Чистилище стирает границы между живыми и мертвыми душами.

Возможность посещать места мертвых имела последствия для живых. Паломники рассказывали не только о том, что они видели в Чистилище, но и о том, кого они видели. В то время одним из главных источников власти Папы Римского было отлучение, которое, по сути, являлось изгнанием из церкви и, как следствие, из рая.

Поскольку Чистилище предназначалось для людей, направлявшихся на небеса, паломника, который утверждал, что нашел там отлученного от церкви человека, церковь начала рассматривать как отменяющего решение Папы и бросающего вызов авторитету церкви.

События, происходящие в Чистилище на далеком ирландском острове, становились проблемой для церкви, и в 1497 году папа Александр VI пытался закрыть пещеру, но его приказ проигнорировали, поскольку паломничество к пещере продолжалось.

Конкурирующие концепции Чистилища стали главным катализатором события, которое раскололо христианство, а вместе с ним и всю Западную Европу. В 1517 году немецкий священник Мартин Лютер протестовал против проблем внутри религии, прибив свои 95 тезисов к двери церкви.

В конце концов Лютер отделился от Рима, образовав первую из тысяч протестантских ветвей христианства. Реформация, которую он начал, положила начало столетним разногласиям, преследованиям и войнам.


Что сегодня происходит на острове Стейшн



Паломники возле Чистилища святого Патрика / Фото: loughderg.org
Хотя сведения о Чистилище святого Патрика различались еще со времен Средневековья, многие очевидцы описывали его как небольшую пещеру размером с древнюю ирландскую парилку.

Джеральд Уэльский в своей истории Ирландии XII века писал, что на острове Стейшн имеется девять пещер, и если кто-нибудь рискнет переночевать в одной из них, он непременно столкнется со злыми духами.

Сегодня остров Стейшн на озере Лох-Дерг выглядит совсем иначе, чем во времена своего расцвета в Средневековье. В 1632 году его основательно разрушили британские англикане, пытающиеся помешать католикам посещать Чистилище. Все, что осталось на острове - это руины ранних монастырских построек и конусообразных каменных хижин. Но даже под угрозой штрафа или публичной порки тысячи паломников во все времена продолжали стекаться к этому месту.

В 1790 году пещера Патрика была засыпана и заменена часовней, а в 1931 году на этом месте открылась базилика с цветными витражами, спроектированная известным ирландским художником-витражистом Гарри Кларком.

Современные католики по-прежнему рассматривают остров Стейшн как главное место паломничества, созданное по образцу оригинала, чтобы побудить верующих противостоять своим внутренним демонам.

Посещая священное место, паломники начинают поститься в полночь за день до прибытия. Сняв обувь и носки, они садятся на паром, перевозящий их на остров, где в специально предназначенных для этого местах становятся на колени и молятся в течение 24 часов подряд. Во время трехдневного визита им разрешается есть только сухие тосты или овсяные лепешки, и пить только кофе или черный чай.

Считается, что все это способствует погружению паломников в покаянные страдания Чистилища. Витражи базилики, на которых изображен Христос, проходящий крестный путь, побуждают их к размышлениям о жизни и смерти.

За несколько столетий остров превратился в один из символов Ирландии и наиболее тщательно охраняемых мест. Многие известные ирландские писатели и поэты описывали его в своих произведениях, а Хини даже назвал в честь него сборник своих стихов.

Во многом вполне закономерно, что это странное место, как бы существующее в плоскости между мирами, так тесно связано со святым Патриком - личностью неоднозначной и противоречивой.

Он один из самых известных в мире святых, но католическая церковь никогда не канонизировала его. Он практически является олицетворением Ирландии, но родился в Британии. Святой Патрик как бы существует в пограничном пространстве между естественным и сверхъестественным, между легендой и фактом. День святого Патрика приходится на 17 марта - день не совсем весенний, но и не совсем зимний.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260324/59520/

Комментариев нет:

Отправить комментарий