




Пармиджанино
(Parmigianino) (настоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января
1503, Парма — 24 сентября 1540 года, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский
художник, один из крупнейших живописцев маньеризма. Родился в семье живописца Ф.
Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил
обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал
влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо, именно в этом
городе создавшего свои главные произведения. Это влияние довольно четко
проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой
Екатерины», 1521, второй вариант 1527-1537; фрески в двух боковых капеллах
пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523; и др.), соседствуя,
однако же, с стилистическими остроиндивидуальными чертами, такими как особая,
действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма»)
элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций. Уже в ранний период своего
творчества Пармиджанино проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий очень
впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и
окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой
многозначительной тайны («Портрет мужчины», 1523, Национальная галерея, Лондон;
«Галеаццо Санвитале», 1524, Галерея Каподимонте, Неаполь).


В
1524 году Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе
Клименту VII. Дабы продемонстрировать свое мастерство художник Пармиджанино
преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «
Автопортрет в выпуклом
зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную
задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане,
более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В главном его
религиозном образе того периода («Видение святого Иеронима», 1527) закрепилось
влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты. После
погромов, которыми сопровождался захват Рима войсками Священной Римской империи,
Пармиджанино в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной
город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три
лучшие свои религиозные картины — «Мадонна со святой Маргаритой и другими
святыми» (конец 1520-х), «Мадонна с розой» (начало 1530-х) и прославленную
«Мадонну с длинной шеей» (1534-1540), ставшую его своеобразным творческим
завещанием.Все в этой композиции — и «спиралевидная» поза Марии, и божественный
Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади
(предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано
заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве. Загадочного обаяния
полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего,
куртизанки; около 1535-1537); взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает
в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на
зрителя. С 1531 художник работал над росписями пармской церкви
Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к
заключению его в тюрьму в 1539 году. Выпущенный под залог, Пармиджанино бежал в
Казальмаджоре, где и скончался в возрасте 37 лет. Кроме живописных работ
виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика, проявилось также в
его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий