Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) (1799—1852),
русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика
и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии
художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова.
В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину:
"Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения
живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии,
испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского
ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты
чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей,
Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период
окончательно формируется и его дар рисовальщика. Брюллов выступает и как мастер
светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты
("Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея).
Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок
древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу
над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно
становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Картина
"Последний день Помпеи" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском
музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин,
Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это
произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех
русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой
классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических
образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по
предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет "Осаду Пскова
Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же,
добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической
цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу
творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где
ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы
росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых
для Исаакиевского собора. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в
портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой,
удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей)
феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны,
психологически-задушевны
по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836;
скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика
А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе
известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от
болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер
Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий