Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882),
русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников».
Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых
сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866),
психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера;
фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его
учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849)
и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у
С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер
Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А.
Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого
бытового жанра дюссельдорфской школы. Перов был одним из членов-учредителей
Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины живописца
Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным»
настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство
(«Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно
выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к
нравоучительному эффекту.
Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина
«Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва).
Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической
экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую,
тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и
«Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские
похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во
втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и
оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.
Перов
внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда
известных деятелей русской культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М.
П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Портрет Ф. М.
Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным
изображением писателя. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч»
(1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней
значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса;
яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской
портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани
мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).
http://smallbay.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий