Энгр
Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский живописец и
рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806-1824 работал в
Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в
1834-1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на
литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811,
Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане;
“Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью
наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет
Л.Ф.Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого
чувства реальной красоты ню (“Купальщица Вольпенсон”, 1808, “Большая одалиска”,
1814, - оба в Лувре, Париж). Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены
классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью
ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий,
пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных
портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане). Сам Энгр
считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и
исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых
наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в
частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет
Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр). Если
историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные
портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной
культуры 19 века. Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но
и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у
одних, и доброту и одухотворенность у других. Чеканная форма, безупречный
рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения
позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого
человека (портрет Филибера Ривьера, 1805; портрет госпожи Ривьер, 1805, обе
картины — Париж, Лувр; госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Сам Энгр не
считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области
портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением
натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при
создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814,
Париж, Лувр), “Источник” (1820—1856, Париж, Лувр); в последней картине Энгр
стремился воплотить идеал «вечной красоты».
Закончив в старости это начатое в ранние годы
произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и
сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности
заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой
образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями
многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны
(выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как
предлог для изображения обнаженного женского тела. Позднее творчество Энгра с
характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало
значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX
века. http://smallbay.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий