Микеланджело. "Пьета"


В 1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в «Садах» Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: «…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи», имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика. Отец не разделял страстного увлечения сына скульптурой, он не видел никакой «разницы между скульптором и

каменотесом» и считал это занятие «недостойным древнего рода Буонаротти». Погасить гнев отца удалось благодаря заступничеству Лоренцо Медичи.
Уже в 15-летнем возрасте Микеланджело настолько выделялся своими способностями, что Лоренцо Великолепный взял его под свое особое покровительство. Он поселил юношу в своем доме и «обращался с ним как с сыном». Но в 1492 г. в судьбе Микеланджело происходят резкие перемены. Умирает Лоренцо Медичи, и художник лишается сильного покровителя. Кроме того, обостряется политическая обстановка во Флоренции. Под влиянием проповедей Савонаролы пробуждается религиозное воодушевление флорентийцев, и ослабевает их интерес к искусству. В этих условиях Микеланджело решает временно покинуть свой родной город. Побывав в Венеции и Болонье, он направляется в Рим.
В «Вечном городе» скульптор провел около пяти лет. Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель — Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей.  Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу «Оплакивание Христа», так называемую «Пьету». В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит «упомянутое» произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше.
«Пьета» не была закончена в срок, предусмотренный договором. Скульптор трудился над ней около двух лет, а может, и более. В остальном же Микеланджело полностью оправдал доверие своего поручителя.
Создавая свое «Оплакивание», Микеланджело ограничился изображением только двух фигур: сидящей богоматери и лежащего у нее на коленях тела мертвого Христа, хотя обычно в подобных композициях изображалось несколько человек. Мария выглядит очень юной. Она кажется, скорее, сестрой Иисуса, чем его матерью. На необычный облик мадонны обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, он говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. И жест ее левой руки тоже передает состояние души богоматери — «в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося и безмолвный вопрос».
«Пьета» принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, в ней все гармонично и уравновешенно. Чтобы добиться такого впечатления, скульптору пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно сложно было соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одну композицию и при этом не нарушить естественных пропорций и равновесия.
Римская «Пьета» сделала Микеланджело известным во всей Италии. «Все понимали, что этот мастер не только превосходил всех своих современников и предшественников, но мог соперничать с древними мастерами». Вазари сообщает, что прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя — «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Это — единственное произведение, подписанное самим Микеланджело.
Сбылось давнее пророчество, которое услышала Мария от глубокого старика, встретившегося ей в Иерусалимском храме, куда она принесла своего первенца. Взяв Иисуса на руки, старик предсказал ему великое будущее и добавил, обращаясь к матери: «А тебе же самой душу пройдет меч». Эти слова удивили ее тогда. Теперь Мария понимала их смысл. Ее необыкновенный сын, воплощение доброты и милосердия, казнен как преступник. Она видела его позорную казнь, его предсмертные муки на кресте. Теперь бездыханное тело сына лежит на ее коленях, и душу матери пронзает великая скорбь.

1 комментарий:

  1. Купить копию скульптуры "Пьета" Микеланджело Буонарроти можно в компании Stone2Art Group www.stone2art.ru

    ОтветитьУдалить