С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй
половины 17 в. сменился новым художественным направлением — красочно-нарядным,
изысканным рококо. Сложившись в 20-е гг. 18в., рококо достигло расцвета в 30—40
- е годы. В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в
Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.
Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим
Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену
усадебному замку 17 в. пришел городской дом, отель — утопавший в зелени садов
небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших
ростовщиков. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились
феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки,
вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической опеки королевского
двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства
решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали
от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде
отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 в., то пропорции
становились легкими, а внутренняя планировка изменялась, Принцип парадной
анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении
комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси.
Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в
соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты,
предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали
различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно
располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и
удобствам.
Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью
отделки. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями
уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их
материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень, приглушенных
тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают
впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного
орнамента то выступает из стоп, то как бы растекается по их поверхности.
Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие
полосы. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в
узоры и образуют «чарующий стенной убор».
Китайский дворец. Не меньшее внимание архитекторов рококо занимали и проблемы
создания архитектурных ансамблей, в том числе и дворцово-парковых. Прекрасный
образец подобного ансамбля представляет собой чудом сохранившийся во время
Великой Отечественной войны дворцовый комплекс "Собственная дача" в Ораниенбауме
под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором
Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов 18 века. По проекту этого
архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от
чисто регулярного типа французского
парка, а всё более активно начинает включать элементы пейзажного природного
парка, получившего название "английского", с лужайками и кущами деревьев,
живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и
прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя. Не случайно эта
личная, интимная резиденция Екатерины II называлась "дача" и строилась не для
парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Этому назначению
соответствует и главное жилое здание ансамбля - Китайский дворец. Он был
построен по проекту того же Ринальди в 1762 - 1768 годах. В его создании
принимали участие многие знаменитые мастера того времени, в том числе живописцы
Дж.Б.Тьеполо, С.Бароцци, С.Торелли, П.Ротари, многие известные скульпторы,
резчики, декораторы. Китайский дворец стоит на высоком выступающем стилобате,
который образует своеобразную террасу. Она облицована гранитом и обнесена
кованой решеткой изящного рисунка. Внешний облик дворца изысканно прост. Центр
его северного фасада, протяженностью 79 метров, акцентирован граненым выступом,
а на концах фасада - небольшие ризалиты. Южный фасад имеет два симметричных,
сильно выступающих ризалита, объединенных стеклянной галереей. Дворец
одноэтажный, с большими окнами. Расчлененные полуколоннами и пилястрами стены с
красивым, прихотливой формы фронтоном, несут на
себе отпечаток барокко, но без мощи, пафоса, чрезмерной пластичности.
Мягкость форм архитектурных элементов, бледно-розовый цвет стен, кремовый цвет
декоративных деталей придают этому памятнику интимность и спокойствие,
свойственные эпохе рококо. Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным
богатством и разнообразием. Помещения дворца расположены анфиладой, как это было
принято и в барочных дворцах, однако здесь не создается ощущения бесконечной
галереи. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Большую
роль в декоративном оформлении помещений дворца играли живописные плафоны на
потолках, настенные панно на аллегорические темы и великолепный наборный паркет,
выполненный по эскизам Ринальди из различных ценных пород дерева. Узор паркета
перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Свое
название дворец получил от великолепного, завершающего парадную анфиладу дворца
с запада, Китайского зала, который в 18 веке назывался Китайской галереей. В
оформлении зала отразились фантастические представления о Востоке, столь
характерные для 18 века. Настенные деревянные панно, плафон, орнамент паркета,
сама форма закругленных стен - всё выдержано в одной цветовой гамме и в одном
стиле. Увлечение китайскими и японскими мотивами стало одним из самых
распространенных модных увлечений как в Европе, так и в России. Восточные
мотивы, правда, трактовались европейскими мастерами с большой долей условности,
но аутентичность стилю придавали многочисленные предметы декоративного искусства
и ткани, привозимые непосредственно с Востока. Каждый из интерьеров дворца имеет
законченное декоративное и образное решение. Это касается и личных покоев
Екатерины, и более официальных комнат. Китайская опочивальня, Голубая гостиная,
Розовая гостиная, Стеклярусный кабинет, Золотой кабинет, Зал Муз и другие
помещения дворца поражают богатством фантазии и изысканным декоративным вкусом
Ринальди и работавших с ним вместе мастеров. Из других архитектурных памятников
ансамбля прекрасно сохранился павильон Катальная горка, построенный Ринальди в
1762 - 1774 годах у северной границы Верхнего парка. Это тридцатитрехметровое
ступенчатое здание, увенчанное куполом, возведено на высоком береговом уступе.
Павильон необычайно изящен и грациозен как с точки зрения
архитектурно-пространственного, так и цветового решения. Белый
архитектурно-пластический декор выглядит очень нарядно, празднично на фоне
ярко-голубых стен. Павильон не кажется массивным, хотя размеры его велики - по
высоте он равен современному двадцатиэтажноту дому. Он прекрасно вписан в
окружающий пейзаж, а окружавшие его раньше спуски - горки делали эту связь еще
более органичной. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом,
свойственными всем работам Ринальди.
В
середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» —
самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений. К концу XVIII века он
включал полтора десятка построек Китайской деревни — театр, несколько мостов, а
также «Большой каприз» и «Малый каприз» — две «искусственные горы», прорезанные
арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями.
Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан
архитектором А. Ринальди. Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню»,
китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора
были воплощены в жизнь. Все домики Китайской деревни, построенной впоследствии,
отличались друг от друга, они были маленькими, почти игрушечными, с одним или
двумя окнами, но большинство из них в несколько этажей. Одни домики имели
крошечные портики, другие были расчерчены рустом, третьи имели на своих крышах
балюстраду. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал
быстро расти интерес к Дальнему Востоку. Вскоре «китайские комнаты» делаются
непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца. В Россию
«китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым
торговым государством. Двор русских царей оказался в особо счастливом положении
для потворства этой моде. Многочисленные торговые караваны ежегодно привозили
множество всяких драгоценностей, при Елизавете Петровне этот товар распродавался
при дворе, и на такие аукционы съезжалась вся российская знать. «Китайский зал»
дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства. На столах
и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий:
резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки,
великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши. Потолок «Китайского
зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими
картинами в рамах из черного дерева, а частью — золоченой резьбой. Резьба эта
изображала китайцев под парасолями, а также пагоды, корзиночки, пальмы и другие
экзотические для России растения. «Китайский зал» освещался тремя большими и
тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны; две другие стены
имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле. В конце XVIII века
«Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку
«Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы.
Ко времени царствования императора Александра I Царское Село приобрело уже тот
устоявшийся облик, который впоследствии дополнялся лишь новыми чертами в
деталях, но коренным образом не менялся. А в 1820 году Александр I получил из
Южной Америки от генерала Хосе Сан-Мартина, президента только что
образовавшегося государства Перу, необычный подарок — нескольких экзотических
животных. Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села. В
северо-западной части парка архитектор А. Менелас в 1820— 1822 годы построил
комплекс зданий для заморских гостей. Комплекс состоял из невысокого, около 17
метров, четырехугольного зубчатого столпа с богато убранными помещениями. На
стенах этих покоев висели картины, изображающие, как перуанцы обращаются с
ламами, на каких работах их используют. Главным в этом комплексе был «зубчатый
столп» — трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на
четырехгранных столбах с дорическими колоннами. В официальной переписке этот
комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий