Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в
европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков. Зародившийся в
качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии
Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка,
романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к
безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос
личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности
лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение
самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей,
одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к
синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к
исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со
знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и
уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и
фантастическое. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое
национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и
условиями. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции,
где художники, реформируя систему выразительных средств, динамизировали
композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный
колорит и широкую, обобщенную манеру письма (живопись Т. Жерико, Э. Делакруа, О.
Домье, пластика П.Ж. Давида д'Анже, А.Л. Бари, Ф. Рюда). В Германии и Австрии
раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему
остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность
образно-эмоционального строя, мистико-пантеистические настроения (портреты и
аллегорические композиции Ф.О. Рунге, пейзажи К.Д. Фридриха и Й.А. Коха),
стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 века
(творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и
"бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К.
Шпицвега, М. фон Швинда, Ф.Г. Вальдмюллера). В Великобритании романтической
свежестью живописи отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона,
фантастичностью образов и необычностью выразительных средств – работы У.
Тёрнера, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения –
творчество мастеров позднеромантического движения прерафаэлитов Щ.Г. Россетти,
Э. Бёрн-Джонса, У. Морриса и др.). В других странах Европы и Америки
романтическое движение было представлено пейзажем (живопись Дж. Иннесса и А.П.
Райдера в США), композициями на темы народного быта и истории (творчество Л.
Галле в Бельгии, Й. Манеса в Чехии, В. Мадараса в Венгрии, П. Михаловского и Я.
Матейко в Польше и др.). Историческая судьба романтизма была сложной и
неоднозначной. Теми или иными романтическими тенденциями было отмечено
творчество крупных европейских мастеров 19 века – художников барбизонской школы,
К. Коро, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, Э. Мане во Франции, А. фон Менцеля в Германии и
др. В то же время сложный аллегоризм, элементы мистики и фантастики, подчас
присущие романтизму , нашли преемственность в символизме, отчасти – в искусстве
постимпрессионизма и стиля модерн.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий