Маковский Владимир Егорович [26 января (7 февраля)
1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград], российский художник, выдающийся
мастер жанрово-бытовой живописи. Родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и
художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и
зодчества. Брат живописца К. Е. Маковского. Еще мальчиком занимался живописью
под руководством В. А. Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище,
где одним из его наставников был С. К. Зарянко. В 1870 выступил в числе
основоположников «Товарищества передвижников ». Жанровые картины Владимира
Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов
искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату
композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям
«маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора»
(1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-73). Часто посвящал свои композиции
различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879, и
др.), в т. ч. деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; и др.). Со временем в
тонких психологических мизансценах Маковского все явственней проступала тема
«униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея);
наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все
тоньше мастерство «режиссера». Самые качественные свои вещи написал в 1880-90-
гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых
является «Крах банка» (1881) — многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально,
отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о
финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых
всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре»,
1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени
трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891). В 1893 был избран
профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в
творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и
социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному
движению.
Целый
ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с
существующим строем. Этапной в данном плане явилась «Вечеринка» (1875-97), где
впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас
на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения
«проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879),
«Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала
или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в
повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз
запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище»,
1896-1901). Совершив в 1896 поездку на Волгу, написал цикл образов народного
дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького. Однако общественная
актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 в.
живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего
лиризма. Успешно выступал также как портретист («Художник И. М. Прянишников»,
1883; и др.), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в
Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Академии художеств).
Комментариев нет:
Отправить комментарий