Cуриков Василий Иванович (1848–1916), русский
художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического
романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848
в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые
уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в
Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с
1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в
Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже
в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид
памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877
годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма
Христа Спасителя. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной
архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого
шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни",
завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой
трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на
Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий
конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна
из сторон не выходит победительницей. Свой дар выдающегося живописца-историка
Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия
Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных
и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской
ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича
Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой
подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей
сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не
уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".
Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; " Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда Суриков в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь Суриков выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и другие картины). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.
Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; " Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда Суриков в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь Суриков выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и другие картины). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий