
Беллини, знаменитая семья итальянских живописцев, основоположников искусства
Возрождения в Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516),
второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший
основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные
по цвету ранние работы Джованни Беллини к концу 1470-х годов под воздействием
живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически
ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен
одухотворённый пейзаж. Произведения Джованни Беллини, в том числе его
многочисленные “Мадонны”, отличаются мягкой гармонией звучных, словно
пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций,
спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью
образов.

Джованни был внебрачным сыном Якопо и сводным братом
Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали
Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Донателло. Он начал писать около
1449 года, испытав влияние отца, и уже в 1459 году возглавил мастерскую в
Венеции.

Особая тема искусства Беллини — его многочисленные
"Мадонны", большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана
только его именем, что часто создает трудности в атрибуции картин. Ранние
"Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии
Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую
ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Картины эти создавались
не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной
капеллы; фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа, иногда
отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие
дали.

В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной
мифологии. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и
мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне
систематичный классицизм нового поколения. Творчество Беллини превратило
Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и
Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи»
связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным
солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной
манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини —
Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами
Высокого Возрождения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий