1920 год. Эта дата является одной из важных дат в истории Армении. Именно в этом году, в декабре месяце, здесь была провозглашена Советская власть. Это событие дало возможность многим деятелям искусства, покинувшим некогда свою Родину, вернуться обратно. Седрак Аракелович Аракелян входил в число тех художников, которые вернулись в Советскую Армению из России. Имя этого художника одно из первых в списке тех, кто являлся основоположником национального искусства Армении.
Детский и юношеский период. Становление художника
Родился Седрак Аракелян 17 декабря 1884 года в простом армянском селе Джагры. Несмотря на то, что склонность к рисованию у мальчика проявилась довольно рано, профессионально обучаться этому виду искусства он начал только после того как получил общее образование.В двадцатилетнем возрасте Аракелян начал посещать Художественные классы при Кавказском обществе поощрения изящных искусств в Тифлисе. После четырехлетнего обучения в классах он числится среди учащихся Московского Училища живописи. Проучившись здесь девять лет, молодой художник получил хорошее художественное образование и опыт. Пока Седрак Аракелян жил в Москве, он не только уделял внимание своему образованию. В этот период им создано большое количество картин, часть из которых принимала участие в различных выставках.
Возвращение на Родину
С 1920 года начался новый этап в жизни и творчестве Седрака Аракеловича. Вернувшись на Родину, он сразу активно включился в культурную жизнь страны. С этого момента о нем можно говорить не только как о создателе картин, но и как об авторе большого количества плакатов.Художник, вовлекаясь в общественную деятельность, организовывает Общество работников изобразительных искусств, которое стало первым художественным объединением в Советской Армении. Через пять лет данное общество примкнуло к Армянскому филиалу Ассоциации художников революционной России.
Параллельно с общественной деятельностью Седрак Аракелян вел и педагогическую: он преподавал в Ереванском художественно-промышленном техникуме.
Творческая, общественная и педагогическая работа Аракеляна была признанной общественностью. В 1935 году он получил звание Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР.
Истоки творчества
На творческий стиль художника Седрака Аракеляна повлияли две тенденции, которые были на тот момент важными в искусстве. Татевосян, учитель художника, передал ученику свое стремление, как и стремление всех художников-армян, к национальным образам, образам своей истории. Эта линия в творчестве Аракеляна проявилась в национальном пейзаже.Другая тенденция была характерна не только для армянского, но и для европейского искусства. Тема Востока занимала не только художников, но и писателей, и композиторов. На творчестве Аракеляна эта тенденция отразилась мотивами, орнаментами.
Ранний период творчества
Уже в первые годы художник определил для себя основное направление, в котором он проработал на протяжении всей своей жизни – пейзаж. В этот период в работах художника присутствуют два настроения: светлое и мрачное. Первоначально Седрак Аракелян увлекся темой Востока – восточные мотивы присутствуют во многих его работах: людные базары, караваны верблюдов, уютные дворики. Именно эти картины и отмечены светлым, мажорным настроением. Картины мрачного содержания, приглушенные в цветовой палитре создаются художником во второй половине десятых годов. Тематика этих картин навеяна трагическими событиями, которые происходили тогда в Армении. Не смотря на то, что Аракелян находился в тот момент в Москве, он следил за судьбой своего народа и очень переживал за него.Зрелый период творчества
С приездом художника на Родину совпадает зрелый период его творчества. Продолжая оставаться верным пейзажу, Седрак Аракелян добавляет в него элементы, характерные для бытового жанра. Многие работы этого времени носят этюдный характер и кажутся не доведенными до конца, но это ошибочное мнение.В конце двадцатых годов в творчество армянского художника прорываются новые мотивы. Эти мотивы не возникли просто так – они стали результатом того, что происходило в Армении в то время. Эти мотивы связанны с современностью.
Теперь Аракелян не ограничивает себя только природой. Индустриализация, труд – эти темы являются новыми в его творчестве. Старые сюжеты приобретают новое содержание: на холсте «Культуру в горы изображен караван верблюдов, идущих по горной тропе и нагруженный школьными принадлежностями
http://anysite.ru/
Прекрасный художник, современный - всегда, как настоящее искусство.
ОтветитьУдалитьЯ не поняла,вы не ошиблись с последним периодом? Он ведь умер в 1942.
ОтветитьУдалить