Модильяни Амедео



Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884—1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе». Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у живописца Джованни Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму». В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров, о чем свидетельствуют работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж). Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера. Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре.

«Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.
В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души». В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусства, Сан-Паулу) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей картин художника. В образах невинной Алисы (1915, Государственный художественный музей, Копенгаген), эксцентричной Берты Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), утонченной Луни Чековской (1919, частное собрание, Милан), мечтательной Жоан Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви. Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны — при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура. В 1911 году художник создал 16 рисунков - портретов Анны Ахматовой. Столь же портретны ню Модильяни («Лежащая ню с бусами», 1917, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая», 1912, Институт Курто, Лондон). В них, как и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и акварели «Кариатидах» (1909, Национальный Музей современного искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. При жизни Амедео Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания. Модильяни скончался 24 января 1920 года. Мировое признание получил посмертно.

АМЕДЕО И ЖАННА. ЛЮБОВЬ ДО ГРОБА

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий