Генрих Гейне — поэт, произведения которого переведены на большинство
языков мира — родился в Дюссельдорфе 13 декабря 1798 года, умер в Париже
17 февраля 1856 года. Когда он покинул наш бренный мир, ему еще не было
и шестидесяти, но в прожитые им десятилетия вместилось очень многое.
…Он происходил из богатой старинной семьи, но почти всю жизнь отчаянно боролся с нищетой.
…Обучался юриспруденции в университете, получил степень доктора юридических наук, совершенно не интересуясь вопросами права, но с особым вниманием изучая историю, литературу и эстетику.
…Он происходил из богатой старинной семьи, но почти всю жизнь отчаянно боролся с нищетой.
…Обучался юриспруденции в университете, получил степень доктора юридических наук, совершенно не интересуясь вопросами права, но с особым вниманием изучая историю, литературу и эстетику.
…Гейне рано ступил на литературное поприще, и сразу же заявил о себе
как о сложившемся мастере — продолжателе романтических традиций и
родоначальнике реализма в немецкой литературе. Его лирические
стихотворения принадлежат к бесценным сокровищам немецкой и мировой
литературы, а произведения, в которых с беспощадным остроумием он
высмеивал господствовавшую тогда в Германии смесь средневекового
феодального порядка и «квасного» патриотизма, неизменно получали
восторженный прием у передовой общественности и столь же неизменно
запрещались на территории немецкого государства, из-за чего большая
часть жизни Гейне прошла в Париже.
…Для творца всегда невыносимо видеть, как гибнут его творения, Гейне
пережил такое дважды. Во время пожара, произошедшего в родительском
доме, погибла часть его рукописей, которые он доверил матери. Второй
случай был еще страшнее. Родственники, узнав, что поэт пишет
воспоминания, перепугались: не поведает ли он миру что-нибудь
неподобающее об их семействе. Воспользовавшись тяжелым материальным
положением Гейне, они выкупили у него за мизерную сумму единственный
экземпляр четырехтомной рукописи — плод напряженного семилетнего труда. И
сожгли!
…С юности Гейне страдал головными болями, позже появились нервные
припадки, а в зрелом возрасте его настигла тяжелая неизлечимая болезнь —
прогрессирующий паралич. В 1848 году полуслепой, хромой, он в
последний раз выйдет из дома, чтобы посетить Лувр и еще раз взглянуть на
божественную красоту Венеры Милосской. С тех пор до самой смерти —
восемь лет! — он оставался прикованным к своей «матрацной могиле» — тем
12 матрацам, на которых лежал. Но из этих восьми лет, несмотря на
ужасные страдания, Гейне не упустит ни одного дня: сохраняя удивительную
мощь духа, необычайную ясность и крепость мышления, он будет продолжать
творить!
…А еще в жизни Гейне были женщины — непохожие друг на друга, умницы-красавицы (и не очень), любившие его (и не очень), — они украшали и калечили жизнь поэта, но, может быть, именно им мы обязаны его высокими и вдохновенными, страстными и трагическими шедеврами.
Однако «главная» женщина его жизни, вместе с которой он был почти тридцать лет — не была его Музой…
Любовь с псевдонимом
…А еще в жизни Гейне были женщины — непохожие друг на друга, умницы-красавицы (и не очень), любившие его (и не очень), — они украшали и калечили жизнь поэта, но, может быть, именно им мы обязаны его высокими и вдохновенными, страстными и трагическими шедеврами.
Однако «главная» женщина его жизни, вместе с которой он был почти тридцать лет — не была его Музой…
Любовь с псевдонимом
В истории литературы эта женщина осталась как Матильда Гейне. Но
интересно то, что на самом деле ее звали Крессенсия-Эжени Мира, а поэт
упорно называл ее Матильдой: в то время это женское имя было излюбленным
у романистов…
Кто же была эта женщина, которую любимый человек называл не иначе как псевдонимом?
Кто же была эта женщина, которую любимый человек называл не иначе как псевдонимом?
Матильда, точнее Эжени Мира, была простой крестьянкой, до пятнадцати
лет жила в деревне, а потом приехала в Париж к тетке-башмачнице — там-то
ее и встретил Гейне. Случилось это в 1830 году.
Высокая шатенка с прелестным личиком, на котором блестели большие и
выразительные глаза, а за полуоткрытыми Ярко-красными губами виднелись
зубы ослепительной белизны; Эжени, с первой же минуты знакомства
заинтересовала поэта. Да и она не оставила без внимания молодого и
привлекательного Гейне: красивый, с каштаново-золотистыми кудрями, в
элегантной светло-бежевой тройке, под распахнутым кремовым воротом
свободно повязан шелковистый бело-голубой шарф…
Их знакомство очень быстро переросло в увлечение, а увлечение — в любовь, оставшуюся с ними до последних дней жизни.
Их знакомство очень быстро переросло в увлечение, а увлечение — в любовь, оставшуюся с ними до последних дней жизни.
Они прожили вместе невенчанными шесть лет, и даже не все друзья знали
об их романе. Они нередко ссорились, и, как ни странно, одна из ссор,
происшедшая летом 1836 года, привела к тому, что они… официально стали
мужем и женой!
«Пигмалион» и «Галтея»
Матильда ко времени их знакомства была необразованна, даже не умела
читать. Гейне посчитал такое положение дел неправильным и активно
взялся «лепить» из своей подруги женщину, достойную просвещенного XIX
века! Матильда стала для поэта Галатеей, которую он образовывал и
воспитывал. Обучение в пансионе, домашние уроки за несколько лет сделали
свое дело.
В середине 1840-х годов молодая жена Гейне (конечно же, с его помощью
и благодаря его имени) сумела устроить в их доме модный литературный
салон, где собирался чуть ли не весь тогдашний цвет европейской
литературы. Нередкими гостями здесь были датский сказочник Ганс Христиан
Андерсен и Аврора Дюдеван, более известная под псевдонимом Жорж Санд,
вальяжный седовласый красавец Александр Дюма, знаменитый французский
песенник Пьер-Жан Беранже и знаток человеческих трагедий Онореде
Бальзак…
Хотя, надо признать честно, поэзии Матильда не любила, не понимала, и произведения своего великого мужа прочесть, судя по всему, так и не удосужилась!..
Хотя, надо признать честно, поэзии Матильда не любила, не понимала, и произведения своего великого мужа прочесть, судя по всему, так и не удосужилась!..
Холодным февральским днем…
Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года, без пятнадцати четыре утра.
С присущей ему самоиронией он предсказывал: «Монмартр будет моей квартирой с видом на вечность…» И именно туда, на высокий холм, с которого открывается вид на Париж, двигалась траурная процессия — близкие и друзья поэта, жена Матильда, Камилла Сельден, поэт Теофиль Готье, Александр Дюма, немецкие и французские литераторы, несколько политических эмигрантов. Среди провожающих не было ни бывших возлюбленных, ни любимой сестры, ни родных братьев: то ли им не сообщили, то ли они не посчитали нужным проститься.
Над могилой поэта Матильда поставила скромный памятник: плиту, на которой вырезано всего два слова — «Генрих Гейне».
С присущей ему самоиронией он предсказывал: «Монмартр будет моей квартирой с видом на вечность…» И именно туда, на высокий холм, с которого открывается вид на Париж, двигалась траурная процессия — близкие и друзья поэта, жена Матильда, Камилла Сельден, поэт Теофиль Готье, Александр Дюма, немецкие и французские литераторы, несколько политических эмигрантов. Среди провожающих не было ни бывших возлюбленных, ни любимой сестры, ни родных братьев: то ли им не сообщили, то ли они не посчитали нужным проститься.
Над могилой поэта Матильда поставила скромный памятник: плиту, на которой вырезано всего два слова — «Генрих Гейне».
…После смерти любимого человека Матильда была верна его памяти так
же, как верна была ему при жизни. Она больше не вышла замуж: хотя ей не
раз предлагали руку, она отказывала всем, не желая забывать мужа и
носить другое имя.
Жизнь она вела скромную, размеренную, иногда позволяя себе развлечения вроде посещения цирка или народного театра, когда там ставились веселые пьесы.
Если кто-нибудь был у нее в гостях, Матильда непременно подавала на стол какое-либо блюдо, которое особенно любил ее «дорогой Анри», веря, что этим обнаруживает уважение к памяти поэта.
Жизнь она вела скромную, размеренную, иногда позволяя себе развлечения вроде посещения цирка или народного театра, когда там ставились веселые пьесы.
Если кто-нибудь был у нее в гостях, Матильда непременно подавала на стол какое-либо блюдо, которое особенно любил ее «дорогой Анри», веря, что этим обнаруживает уважение к памяти поэта.
Почитателям творчества поэта она с удовольствием рассказывала о
покойном муже, и эти ее рассказы — простые и безыскусные — были очень
трогательны.
…Они расстались на холме Монмартра холодным февральским днем 1856 года, и воссоединились на небесах через 27 лет: Матильда умерла холодным февралем, в тот же день, что и великий Гейне -— ее «милый Анри»…
…Они расстались на холме Монмартра холодным февральским днем 1856 года, и воссоединились на небесах через 27 лет: Матильда умерла холодным февралем, в тот же день, что и великий Гейне -— ее «милый Анри»…
Комментариев нет:
Отправить комментарий