Гаянэ - Арам Ильич Хачатурян

 
Балет в четырех действиях.Автор балета - Арам Ильич Хачатурян. Либретто К. Державина. 
 Осенью 1941 года А. Хачатурян приступает к работе над партитурой нового балета. Работа протекала в тесном содружестве с Ленинградским театром оперы и балета, находившимся в то время в Перми. Премьера состоялась 3 декабря 1942 года и имела большой успех. В 1957 году в Большом театре в Москве была осуществлена новая постановка балета. Было изменено либретто, и Хачатурян переписал более половины прежней музыки. Балет вошел в историю балетного искусства нашей страны. Музыка к нему легла в основу трёх больших симфонических сюит, а отдельные номера сюит, например «Танец с саблями», приобрели мировую известность.
Балет «Гаянэ» - произведение глубоко народное по духу, цельное по музыкальному языку, отмеченное необыкновенной красочностью инструментовки.

Сюжет:
Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на территорию Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ Армен. Соперник Армена Гико расплачивается жизнью за невольное содействие врагу.

 Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели.Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранения. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво потягиваясь, идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир — молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает Девушку. Он говорит ей о своей любви, хочет обнять ее. На Дороге показывается молодой чабан Армен. Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов, Армен нашел блестящие куски руды. Он показывает их Девушке. Ревниво смотрит Гико на Армена и Гаянэ.В часы отдыха колхозники затевают пляски. Подходит о. Он хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, снова пытается обнять ее. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен. Он ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее. Он не желает работать. Колхозники упрекают Гико, но он не слушает их и с поднятыми кулаками нападает на Армена. Между ними становится Гаянэ. Она требует, чтобы Гико немедленно ушел.Колхозники возмущены поведением Гико. Прибегает молодой колхозник Карен. Он сообщает, что приехали гости. В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними.Колхозники радушно встречают приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают в честь гостей пляску. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости и за пляской чабана Армена. Раздается сигнал к началу работы. Ованес показывает приезжим колхозные сады. Гаянэ остается одна. Все радует ее взор. Девушка любуется далекими горами, благоухающими садами родного колхоза.Возвращаются геологи. Гаянэ советует Армену показать им руду, которую он принес. Находка Армена заинтересовала геологов. Они готовы сейчас же идти на разведку. Армен показывает маршрут по карте, берется сопровождать геологов. В этот момент появляется неизвестный. Он внимательно следит за Арменом и геологами.Сборы в дорогу окончены. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Подошедший Гико видит это. Охваченный ревностью, он грозит вслед чабану. На плечо Гико ложится рука неизвестного. Он делает вид, что сочувствует Гико, и, разжигая его ненависть, коварно предлагает дружбу и помощь. Они уходят вместе.После работы у Гаянэ собрались друзья. Карен играет на таре. Девушки исполняют старинный армянский танец. Входит Казаков. Он остановился в доме Ованеса.Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими цветистый ковер, затевают игру в жмурки. Приходит пьяный Гико. Игра расстраивается. Колхозники пробуют уговорить Гико, который снова преследует Гаянэ, советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико. Но он не слушает Ованеса и назойливо пристает к Гаянэ. Разгневанная девушка прогоняет Гико.Из похода вместе с Арменом возвращаются геологи. Находка Армена — не случайность. В горах обнаружено месторождение редкого металла. Казаков решает подробно обследовать его. Задержавшийся в комнате Гико становится свидетелем этого разговора.Разведчики недр собираются в путь. Армен с нежностью дарит любимой девушке цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются Армен и Ованес. Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды. Гаянэ прячет его. Наступила ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он вскакивает и начинает искать материалы геологической экспедиции.Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует, чтобы она сказала, где находятся материалы геологов. Во время схватки падает ковер, закрывавший нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный связывает Гаянэ, берет мешок и, стремясь скрыть следы преступления, поджигает дом.Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас и смятение. Увидев палку, забытую неизвестным, Гико понимает, что преступник — его недавний знакомый. Он выносит девушку из объятого пламенем дома.Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает любимую им девушку Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Привлеченные музыкой, собираются пастухи. А вот и Армен. Он привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел драгоценную руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.Бушует пламя. В отблесках огня мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе.Толпа схлынула. В этот миг неизвестный настигает Гико. Он просит его молчать и за это дает пачку денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника. Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь подбегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого окружают пограничники.Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. В этот чудесный день он хочет быть с любимой. Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец.Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на празднество гости из братских республик — русские, украинцы, грузины.Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников — геологи и пограничники. Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается. Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют свои национальные пляски — русскую, лихой украинский гопак, лезгинку, воинственный горский танец с саблями и другие.Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят свободный труд, нерушимую дружбу советских народов, прекрасную Родину. 
 

Мелодии «Гаянэ» пронизаны интонациями, попевками народных песен; им свойственны особенности ладового строения армянской музыки, ритмические узоры, оркестровые тембры, как бы воспроизводящие звучание народных инструментов. Некоторые особенности музыки Хачатуряна берут свое начало в исполнительской манере, свойственной народным певцам и инструменталистам. В балете «Гаянэ» огромную роль приобретают танцевальные ритмы. Это связано не только с жанром балета; здесь сказалась прямая зависимость от народной армянской песенности, для которой чрезвычайно характерны ритмы танца. Именно поэтому естественно и образно звучат народные песенно-танцевальные мелодии не только в праздничных сценах веселья, но и в зарисовках трудовых будней колхозников, и в образах действующих лиц. Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картины природы. Им соответствуют законченные музыкальные номера, в последовательном изложении которых нередко видятся черты симфонической сюиты. Логика развития, объединяющего самостоятельные музыкальные образы в единое целое, различна. Так, в финальной картине большем цикл танцев объединяется происходящим праздником. В некоторых случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического (см. первые сцены I и II действий). В моментах наибольшего напряжения действия, например в сцене Гаянэ с Гико (из II действия), когда Гаянэ раскрывает его вредительские замыслы и пытается им противодействовать, в сценах раскрытия заговора и пожара (III действие), Хачатурян дает большие симфонические эпизоды сквозного музыкального развития, что соответствует самому драматизму действия. Четко дифференцированы музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц: цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика Гаянэ. Хачатурян последовательно проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что сообщает образам и всему произведению музыкальную цельность и сценическую конкретность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий