Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами. Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (“Брак в Кане”, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (“Больная и врач”, “Гуляки”, “Игра в трик-трак”, 1667, - все в Эрмитаже, Санкт-Петербург; “Семья художника в веселом обществе”, около 1663, Маурицхёйс, Гаага). Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен
был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в
высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и
юмором. Рисунок в картинах художника иногда не
отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит —
теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и
человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи,
однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты
по письму. Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника,
став владельцем гостиницы. Безусловно, что картины и многие другие работы
художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам
живописец.
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного
ему голландского общества и
изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и
тавернах, модниц зажиточного класса, знатных
голландских бюргеров и т. п. Картины Стена на библейские темы имеют
также жанровый характер, не чуждый юмора. Важнейшие
произведения этого мастера: “Семейство художника”, “Клетка с попугаем”
(Рейксмузеум, Амстердам), “Зубной врач”,
“Зверинец", “Мнимая больная девушка", “Посещение доктора", “Как поют
старики так свищет молодежь" (Маурицхейс, Гаага),
“Вербовка солдат” и “Галантный подарок” (Королевский музей изящных
искусств, Брюссель), “Брак в Кане Галилейской”
(Картинная галерея, Дрезден), “Веселое общество” (Музей Берлин-Далем),
“Ночная серенада” (Картинная галерея, Прага) и
другие. В Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств
находятся следующие картины Яна Стена: “Эсфирь пред Артаксерксом”,
“Больная и врач”,
“Летний праздник”, “Гуляки”, “Больной старик”, “Игроки в трик-трак”,
“Крестьянская свадьба”, две “Сцены в таверне” и
“Выбор между молодостью и старостью”.
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем
Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря
юмористическим бытовым сценам в своих картинах,
наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в
которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.
У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением
Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие
голландские живописцы еще при жизни мастера.
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но
известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной
могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий