В это время главное для Деспио определяется стремлением к глубокому, всестороннему анализу человеческого характера. В 1909 году он создает портрет художника Бийетта - друга своего детства. Скульптор представляет умного и интеллигентного Бийетта как человека застенчивого и деликатного. Художник кажется несколько смущенным повышенным вниманием к себе. Об этом говорят опущенная вниз голова, словно прячущиеся в тени бровей глаза. Если сравнить "Полетту" с бюстом Бийетта, то последний отличается большей глубиной и многогранностью характеристики. Вместе с тем он проигрывает в другом - портрет несколько дробен, несобран по форме. Лишь в портрете Люсьена Льевра 1918 года Деспио преодолевает эту дробность и достигает соединения глубокой психологической характеристики с цельностью и обобщенностью формы. Но особенно удавался Деспио портрет женский. Он исполнил целый ряд великолепных образов своих современниц, среди которых часто можно увидеть портреты жен его друзей-художников Леопольда Леви, Дерена, Отгона, Фриеза и других. Деспио сумел почувствовать и передать глубокую внутреннюю одухотворенность французской женщины, ее интеллектуальную тонкость, душевное благородство. Тонкий и проницательный художник представляет женщину как носительницу высшего духовного начала. Очень часто художники ставили и ставят себе задачу показать героя в момент наивысшего напряжения сил, духовных потрясений. Не то у Деспио. Его не привлекают ситуации, выбивающие человека из привычного образа жизни, а наоборот. Мастер стремится познать сущность человеческой индивидуальности в минуты душевной сосредоточенности. Поэтому модели Деспио чаще всего погружены в себя, они словно прислушиваются, всматриваются в свой внутренний мир. Не свойственно Деспио и столь характерное для художников XX столетия пренебрежение к натуре. Наоборот, он тщательно изучает каждый профиль, каждый поворот. Добиваясь предельной точности, он меняет освещение. Отсюда ощущение плотности и "наполненности" формы в его портретах - там нет "пустых мест". Необычен для стремительного XX века и творческий метод художника. Он работает очень медленно, первоначально в глине, затем делает с глиняной модели гипсовый отлив. Далее следует новая проработка глиняной модели, и создается новый гипсовый отлив. Процесс повторяется порой до девяти раз. Законченные портреты Деспио отличаются красотой линий и ритмов, отточенностью силуэта. Если в начале работы над портретом - в первых состояниях - мастер стремится к предельной точности, то в последующих он предстает перед нами как гениальный интерпретатор. Если, например, в первом варианте он точно фиксирует рисунок бровей, то в последнем - брови осеняют глаза наподобие стройных арок - художник как бы выводит пластическую «формулу» бровей данного лица, формулу, которую можно использовать, однако, всего лишь один раз, ибо она выражает сущность неповторимой индивидуальности. Так он ищет и форму рта, рисунок глаз и т. д. Деспио каждый раз радуется и поражается красоте человеческого лица и доносит до зрителя эту радость. Характерно, что Деспио, даже когда лепит человеческую фигуру, остается портретистом. В таких произведениях как "Ева" (1925), "Ася" (1937) он создает своеобразные «портреты» человеческого тела. Со своими скромными, внешне предельно простыми бюстами Деспио выходит на новый уровень в развитии портрета. Умер Шарль Деспио в Париже 28 октября 1946 года.
Одалиска, 1927 год
Вакханка, 1909 год
Весна, 1923 год
Одетта, 1934 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий