Каленцу не было и пяти лет от роду, когда начались трагические события 1915 года, пролившие кровь полутора миллионов армян. Отучившись всего четыре класса в сиротском приюте, будущий художник уже с детства откликался на бескрайнее богатство природы. Уже позже, приобщившись к искусству, Арутюн Каленц строил свое творчество на безграничном доверии к природе, открывшем в ней невиданное ранее световое богатство, свежесть, бесконечную изменчивость состояний.
Всякий художественный процесс идет подспудно, глубоко укореняясь в
закономерностях жизни и природе таланта. Арутюн Каленц приехал из
Бейрута на свою историческую Родину после войны, в 1946 году, уже
известным художником. Презрев все обстоятельства, он добровольно
расстался со своим статусом европейского художника (Каленц работал в
Париже под руководством Клода Мишле) и прибыл из Бейрута в Советскую
Армению вместе с супругой Армине. Из чисто патриотических целей. Это
было то время, когда люди жили с большими надеждами догнать и перегнать,
с великой политикой построить и перестроить – в величественном
продовольственнопрограммном бреду…Каленца тут же обвинили в
космополитизме и формализме, сделали невыездным и всячески ставили
заслоны его творческому развитию. Тогда, при советской власти
вольнодумцы от живописи могли надеяться на признание продвинутой
публики, на коммерческий интерес иностранцев и на репрессии со стороны
властей... Достаточно сказать, что за первые десять лет жизни в
Советской Армении его неоднократно изгоняли и восстанавливали в Союзе
художников и только два раза дали возможность выставить свои картины.
Однако, несмотря на все препоны, взращенное за рубежом, его искусство
обрело на родной земле органическую общность.
В свое время большое количество картин художника ушло за пределы
Армении, в частности в Москву и Санкт-Петербург. Именно в России,
подпольно, в узком богемном кругу, открывались первые выставки Каленца.
Известно также, что в конце 50-х годов Каленца представил московской и
ленинградской публике физик, академик Артем Алиханян, после чего
советские коллекционеры проявили необычайный интерес к творчеству
художника. Нынче работы Арутюна Каленца украшают экспозицию российского
Музея восточных искусств, немалое их число находится и в разных частных
коллекциях. Сегодня в Национальной галерее Армении представлена
выставка, приуроченная к 100-летию Арутюна Каленца, на которой ранее не
выставлявшиеся картины Каленца, собранные из частных и музейных
коллекций. Экспозицию к этой выставке собрал сын Каленца – Саро Каленц.
Тоже художник. «Отец для нас всегда был идеалом, примером для
подражания, воплощением мужества и, конечно же, гениальным художником».
Немалую роль сыграла и мать Саро Армине Каленц – тоже художница,
получившая по словам сына замечательное образование в Сирии. Энергия
самоутверждения через искусство генетически передалась от родителей к
сыну, и далее – к внуку.
В своем творчестве Арутюн Каленц создал свой автономный мир, свою
поэтику. Он продуманно оркестрировал холст, создавая сложные
колористические «арабески». Помимо цветовых контрастов он часто применял
сопоставление основного и промежуточного цветов в пределах одной
тональности: теплой – красного с желтым или оранжевым и холодной –
синего с фиолетовым… Каленц чрезвычайно тонко ощущал резонаторские
свойства цветовой среды, и потому – ни одного лишнего мазка – все
рождено логикой художественной мысли.
Он достиг свободы и раскованности в портретной маэстрии. Упругий,
ритмичный мазок, атакующая сочность красок, энергичные световые
сопоставления – и выявлена «фактура» образов. Мартирос Сарьян, Илья
Эренбург, Александр Дымшиц, Александр Гитович, Дмитрий Молдавский, Рубен
Зарьян, Рафаэль Арамян, Арто Чахмахчян, Майя Плисецкая, Левон Мкртчян,
Раиса Мессер... Эти люди – насквозь духовны и убедительны в своем
портретном сходстве. Предпочтя минутное вечному, Каленц в своих работах
смог добиться неподдельной свежести и радости восприятия окружающего
мира. Светопространственная эта стихия выдавала в нем и изощренный дар
декоратора–экспериментатора.
Каленц считал, что картины должны в первую очередь высвобождать
фантазию зрителя. Он хорошо знал эту истину и был уверен, что художник
теряет в своей органичности, если зритель точно знает его идею. Зритель
должен сам решать и искать ответы. Должна произойти смелая попытка
пробиться к искусству как к источнику глубочайших духовных переживаний.
Необходимо бороться за красоту, которая убедила бы нас.
http://khachkar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий