Cделал себе имя работами, пластически воспроизводящими типичные мотивы и приемы кубизма (Женщина с веером, бронза, 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). В наиболее характерных своих вещах соединял деструктивный, аналитико-кубистский подход к натуре с органической ритмикой и символическими обобщениями (на тему Жизни, Смерти, Искусства и т.д.) в духе модерна. Тем самым примкнул к тенденциям прочного синтеза модерна и авангарда в межвоенном "ар деко" - однако, выбирая между собственно декоративностью и напряженной драмой, постоянно отдавал предпочтение последней. Охотно обращался к антично-мифологическим символам и фигурам, особенно часто к образу Орфея. Придавал важное значение принципу углубленного, «обратного» рельефа (рельеф для дома А.Бломма в Брюсселе, камень, 1929), равно как и принципу "полой формы", выражающему (по его словам) "гармонию массы и пустоты, реальных и ирреальных ценностей". Поддерживал связи с русской эмиграцией и с Россией, прислав, в частности, несколько своих произведений в Музей нового западного искусства в Москве (наиболее примечательны среди них бронзовые Музыканты, 1924; ныне в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Лучшие из станковых вещей Цадкина (к примеру, Менады, бронза, 1934, Национальный музей современного искусства, Париж) или В честь Баха, дерево, 1936, Городской музей, Амстердам) закономерно воспринимаются как проекты памятников. Некоторые из наиболее масштабных вещей скульптора как бы «сами по себе» перекочевали из мастерской в пространство города или природы - подобно Большому Орфею в парке Миддельхейм в Антверпене (бронза, 1956). Поэтому активный переход его к монументальному искусству как таковому явился делом вполне естественным. Цадкин создал один из лучших военных монументов 20 в. – агонизирующую фигуру Разрушенный город (1945-1953) - с дырой вместо сердца, установленную в Роттердаме в память о жертвах и разрушениях 1940 года, когда весь центр города был уничтожен немецкой авиацией. Им были исполнены также памятники В. Ван Гогу в Овер-сюр-Уаз близ Парижа (1961) и братьям Ван Гог в Зюндерте (Нидерланды; 1964). Умер Осип Цадкин в Париже 25 ноября 1967 года.
Женский торс, около 1925 год
Леший, 1957 год
Монумент "Памяти разрушенного Роттердама", 1953 год. Роттердам
Комментариев нет:
Отправить комментарий