Лоренцо Гиберти - итальянский скульптор, ювелир, историк искусства. Лоренцо Гиберти родился около 1378 года в городе Пелаго близ Флоренции (Италия). воспитывался во Флоренции, в семье отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле. Усвоил у Бартоло навыки ювелирного дела; обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нас не дошли). В 1400 году отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401). В следующем году вышел победителем в конкурсе на вторые (северные) двери, представив на суд комиссии бронзовый рельеф Жертвоприношение Авраама (Национальный музей, Флоренция). В бронзе исполнены и практически все остальные его произведения. Двери, над которыми молодой художник работал в 1403-1424 годах, разделены на 28 полей, где представлены сцены из Нового Завета, а также евангелисты и отцы церкви. Выделяясь своим тонким, воистину ювелирным изяществом, эти композиции, с их витиеватыми линиями, волнистой динамикой поз и складок одежды, сложными обрамлениями в виде квадрифолиев, всецело отвечают идеалам поздней готики (или "интернационального стиля"), однако и здесь проявляется острый интерес мастера к классической античности.
Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425-1452), т.н. райские ("Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая", - сказал о них Микеланджело). Их изобразительные поля, с гораздо более простым и строгим, прямоугольным обрамлением, заключают в себе ветхозаветные сцены, выполненные в постепенных градациях рельефа от высокого к очень низкому. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. По-прежнему динамичное, но гораздо более гармонически-уравновешенное построение этих рельефов, еще более многофигурных и композиционно-сложных, но последовательно подчиненных законам линейной перспективы, делает их полноправно ренессансными произведениями. Среди других произведений Гиберти - статуи Иоанна Крестителя (1412-1416), апостола Матфея (1419-1422) и св. Стефана (1425-1428) для церкви Орсанмикеле, надгробие Леонардо Дати в церкви Санта Мария Новелла (1423-1427), украшенный рельефами реликварий св. Зиновия в соборе (1430-е годы; все - во Флоренции), а также два рельефа крещальной купели баптистерия сиенского собора (1417-1429). Ему приписывают также несколько витражей флорентийского собора; наиболее достоверен среди них витраж со сценой Успения Богоматери (ок. 1425). Готические и ренессансные черты во всех этих произведениях достаточно выразительно друг друга дополняют. Около 1447 года мастер завершил "Commentarii" (Записки), где изложил историю античного искусства (по Плинию Старшему и другим древним авторам), а также собрал сведения по оптике, перспективе и художественному ремеслу из средневековых трактатов. Наиболее интересна вторая часть Записок, об итальянском искусстве 13-15 веков (вплоть до творчества самого Гиберти), являющаяся по сути первым крупным историческим эскизом ренессансного обновления искусства (но без употребления еще самого слова "Rinascimento"). В мастерской Гиберти учились такие художники, как Донателло, Учелло, Микелоццо, Поллайоло, Б.Гоццоли. Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455 года.
Крещение Христа, 1427 год. Позолоченная бронза 60 х 60 см. Рельеф купели в баптистерии сиенского собора Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425-1452), т.н. райские ("Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая", - сказал о них Микеланджело). Их изобразительные поля, с гораздо более простым и строгим, прямоугольным обрамлением, заключают в себе ветхозаветные сцены, выполненные в постепенных градациях рельефа от высокого к очень низкому. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. По-прежнему динамичное, но гораздо более гармонически-уравновешенное построение этих рельефов, еще более многофигурных и композиционно-сложных, но последовательно подчиненных законам линейной перспективы, делает их полноправно ренессансными произведениями. Среди других произведений Гиберти - статуи Иоанна Крестителя (1412-1416), апостола Матфея (1419-1422) и св. Стефана (1425-1428) для церкви Орсанмикеле, надгробие Леонардо Дати в церкви Санта Мария Новелла (1423-1427), украшенный рельефами реликварий св. Зиновия в соборе (1430-е годы; все - во Флоренции), а также два рельефа крещальной купели баптистерия сиенского собора (1417-1429). Ему приписывают также несколько витражей флорентийского собора; наиболее достоверен среди них витраж со сценой Успения Богоматери (ок. 1425). Готические и ренессансные черты во всех этих произведениях достаточно выразительно друг друга дополняют. Около 1447 года мастер завершил "Commentarii" (Записки), где изложил историю античного искусства (по Плинию Старшему и другим древним авторам), а также собрал сведения по оптике, перспективе и художественному ремеслу из средневековых трактатов. Наиболее интересна вторая часть Записок, об итальянском искусстве 13-15 веков (вплоть до творчества самого Гиберти), являющаяся по сути первым крупным историческим эскизом ренессансного обновления искусства (но без употребления еще самого слова "Rinascimento"). В мастерской Гиберти учились такие художники, как Донателло, Учелло, Микелоццо, Поллайоло, Б.Гоццоли. Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455 года.
Фрагмент "Райских врат" баптистерия Сан-Джованни: сцена битвы с филистимлянами, Давид отрубает голову Голиафу, 1401-1452 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий