Монастырь Жеронимуш, главный архитектурный памятник португальской
столицы, чудом уцелел во время землетрясения 1755 года. Здесь все
производит впечатление праздничности, грандиозности, художественной
зрелости: горизонтальная протяженность обращенного к Тежу южного фасада с
изысканным ажурным порталом Жоана де Каштильо и точно найденными
пропорциями больших окон, светлый цвет камня, красота кладки,
подчеркивающая монолитность стенных плоскостей. В интерьере храма,
разделенного на три нефа равной высоты, опорой служат шесть огромных,
стройных и очень высоких (25 метров) восьмиугольных пилонов, покрытых
сверху донизу великолепным резным орнаментом. Опоры широко расставлены в
пространстве и неравны по толщине - два центральных, более тонких
столба едва достигают в диаметре одного метра. Интерьер перекрывают
нервюры сложного рисунка, в котором расходящиеся из центра восемь ребер
образуют крестообразную фигуру с округлыми, вогнутыми сторонами. Система
опор и сводов, легкая, изысканная и царственно-роскошная, контрастирует
со строгими массивами каменных стен и высокими, скупо оформленными
окнами.
Этот удивительный интерьер сравнивали с грандиозным морским гротом, с рощей пальм, с тянущимися ввысь образованиями сталагмитов. Достигнутое в интерьере церкви единство пространственного впечатления вызывает ассоциацию с великолепным залом, залитым ясным светом. Данное обстоятельство следует подчеркнуть особо, ибо освещенность и пространственность, свойственные португальским храмам, достигает здесь своей кульминации. Тени сгущаются в беленской церкви лишь в рукавах трансепта, в более поздней по времени и более громоздкой Главной капелле (последняя треть XVI века, архитекторы Диого де Торралва и Жеронимо де Руан). В западной части храма находятся гробницы великих сынов Португалии - Васко да Гамы и Луиса де Камоэнса. Западный портал (1517) создан скульптором из Лангедока Никола Шантереном, долго и плодотворно работавшим в Португалии в тесном содружестве с ведущими зодчими страны.
К северо-западу от церкви расположен знаменитый квадратный клуатр
(сторона 50 м), окруженный двухъярусной галереей. Легко читается его
тектонически-четкая ренессансная структура: аркада на пилонах с
тщательно профилированными архивольтами арок, пилястрами, карнизом,
балюстрадой, открытыми лоджиями на углах. В декоративном заполнении
также преобладают, на первый взгляд, ренессансные элементы. В нижнем
этаже — это погруженные в тень изящные арочки, разделенные хрупкими
колоннами и завершенные орнаментом из мягко сплетенных гирлянд лавра. Но
уже в верхнем этаже формы более открыты, напряжены: в арочный проем
вписана одна колонка, на которую опираются два тонких арочных
полукружия. Украшения в виде свисающих сплетенных растений или связок
веревки придают им узорчатые многолопастные очертания.
Декоративный мотив верхней аркады уподоблен исполненному неожиданной экспрессии изображению пальмы с ее широким разлетом кроны. Приставленные к столбам пилястры приобретают чуть выше арочных импостов цилиндрическую форму, покрываются витым орнаментом и, пересекая мощную горизонталь ренессансного антаблемента, завершаются высокими спиралевидными пинаклями.
В замечательном лиссабонском памятнике наглядно воплотилась завершенность образного замысла, гармонично слившего воедино принципы ренессансной архитектуры и элементы стиля мануэлино.
Этот удивительный интерьер сравнивали с грандиозным морским гротом, с рощей пальм, с тянущимися ввысь образованиями сталагмитов. Достигнутое в интерьере церкви единство пространственного впечатления вызывает ассоциацию с великолепным залом, залитым ясным светом. Данное обстоятельство следует подчеркнуть особо, ибо освещенность и пространственность, свойственные португальским храмам, достигает здесь своей кульминации. Тени сгущаются в беленской церкви лишь в рукавах трансепта, в более поздней по времени и более громоздкой Главной капелле (последняя треть XVI века, архитекторы Диого де Торралва и Жеронимо де Руан). В западной части храма находятся гробницы великих сынов Португалии - Васко да Гамы и Луиса де Камоэнса. Западный портал (1517) создан скульптором из Лангедока Никола Шантереном, долго и плодотворно работавшим в Португалии в тесном содружестве с ведущими зодчими страны.
Внутренний двор монастыря Жеронимуш |
Декоративный мотив верхней аркады уподоблен исполненному неожиданной экспрессии изображению пальмы с ее широким разлетом кроны. Приставленные к столбам пилястры приобретают чуть выше арочных импостов цилиндрическую форму, покрываются витым орнаментом и, пересекая мощную горизонталь ренессансного антаблемента, завершаются высокими спиралевидными пинаклями.
В замечательном лиссабонском памятнике наглядно воплотилась завершенность образного замысла, гармонично слившего воедино принципы ренессансной архитектуры и элементы стиля мануэлино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий