Вечерние сумерки. Крупный
мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким
мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик
Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только
возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади
на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным
стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею
неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже
вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности,
погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и
бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и
бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не
двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина
всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность
фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха
становится шумнее.
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спить, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает
вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега...
Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает
по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде,
машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные
ноги и нерешительно двигается с места...
— Куда прешь, леший! — на
первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед
массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно
глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и
налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на
иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно
не понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и
шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не
выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею,
приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз
потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не
расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у
трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег
опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...
По тротуару, громко стуча
калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них
высоки и тонки, третий мал и горбат.
— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач. — Троих... двугривенный!
Иона дергает вожжами и чмокает.
Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак
— для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди,
толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на
сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему
стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к
решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
— Ну, погоняй! — дребезжит
горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка же у
тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...
— Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть...
— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
— Голова трещит... — говорит один из длинных. — Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
— Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет, как скотина.
— Накажи меня бог, правда...
— Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
— Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!
— Тьфу, чтоб тебя черти!.. —
возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так
ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!
Иона чувствует за своей спиной
вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему
ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать
от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным,
шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают
говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них.
Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
— Все помрем... — вздыхает
горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа, я
решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
— А ты его легонечко подбодри... в шею!
— Старая холера, слышишь? Ведь
шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты
слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья!
— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
— Я-то? Гы-ы... ве-еселые
господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то
есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью
обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы
рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет,
что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона
долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он
одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска
появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы
тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы:
не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его?
Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не
знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы,
кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела
поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с
огнем...
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько
шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже
бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется,
встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи...
Ему невмоготу.
«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»
И лошаденка, точно поняв его
мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около
большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В
воздухе «спираль» и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и
жалеет, что так рано вернулся домой...
«И на овес не выездил, — думает
он. — Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело...
который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...»
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
— Пить захотел? — спрашивает Иона.
— Стало быть, пить!
— Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!
Иона смотрит, какой эффект
произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже
спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему
хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не
говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо
рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью,
как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой
покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно
поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель
должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те
хоть и дуры, но ревут от двух слов.
«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...»
Он одевается и идет в конюшню,
где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына,
когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно,
но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...
— Жуешь? — спрашивает Иона свою
лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не
выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы
ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка...
Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя,
скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И
вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
Иона увлекается и рассказывает ей всё...
Комментариев нет:
Отправить комментарий