Успех пришел к певице после первых
же сольных концертов. Ее пристрастие к музыке в детстве неудивительно:
дед по материнской линии Иосиф Томашевич (польский армянин) блистал в
Санкт-Петербургской опере, был не только партнером Шаляпина, но его
близким другом, стажировался в Италии, слышал великого Карузо. Бабушка
была пианисткой, отец работал в симфоническом оркестре, мать играла на
фортепиано. И, конечно, девочка, мечтавшая стать актрисой, блистала на
всех детских мероприятиях в музыкальной школе.
В 1952 году семья Закарян переехала из Ахалцихе, где родилась
Лусине, в Ереван. Через пять лет она блестяще закончила музучилище и
поступила в консерваторию. Ее уникальный голос был настолько чарующим,
что один из педагогов руководитель церковного хора Эчмиадзина пригласил
ее петь в этом коллективе. Два месяца она изучала духовные песни. А
когда впервые выступила в храме, слушавший ее Католикос Всех Армян
Вазген I был поражен звучанием ее голоса. Вскоре она стала солисткой
хора.
В Эчмиадзине Лусине познакомилась с молодым семинаристом Хореном
Паляном, впоследствии ставшим ее мужем, увлеченным изучением армянской
духовной музыки. Благодаря Паляну она глубже знакомилась с историей
своего народа, его культурой, с армянским духовным песнопением,
народными песнями. Окончание учебы в консерватории ознаменовалось
выпускным концертом в Малом зале филармонии. Молодая певица исполнила
произведения Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского,
Балакирева, Комитаса, Екмаляна, Мирзояна. Это был настоящий триумф!
Она продолжала петь в Эчмиадзинском кафедральном соборе, ездила с
концертами по районам республики, но постоянно мечтала о большой сцене,
где ее голос мог звучать во всей красе. Случай не заставил долго ждать.
Лусине пригласили выступить в Большом зале филармонии на вечере,
посвященном 95-летию Комитаса. Уже на второй день весь Ереван говорил о
талантливой певице.
Спустя месяц после концерта фортуна вновь улыбнулась Лусине.
Маэстро Чекиджян, руководитель Государственной капеллы Армении,
предложил ей выучить Реквием Моцарта надо было заменить неожиданно
заболевшую перед гастролями в Москве певицу. И вот зал им. Чайковского
неописуемый успех!
Дружба и сотрудничество певицы с маэстро Чекиджяном продолжались.
Вместе с капеллой Лусине гастролировала во многих городах Советского
Союза, за его рубежом, постепенно обретая мировую славу. И где бы ни
звучали Реквием Моцарта, Стабат матер Россини, произведения Верди, Форе,
Перголези и других композиторов , они всегда производили на слушателя
неизгладимое, завораживающее впечатление.
Особое место в творчестве Лусине Закарян занимает ряд концертов
средневековой музыки в Союзе композиторов Армении, где она выступала
вместе с прославленным органистом Ваагном Стамболцяном. Желающих
послушать Лусине было так много, что однажды перед очередным концертом
под напором почитателей разбилось стекло входной двери
Шло время, популярность певицы росла. В августе 1965 года в
Ереване проводились Дни Бенджамина Бриттена. Известный композитор вместе
с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской находились в Армении.
На концерте в дилижанском Доме творчества Лусине Закарян исполнила два
произведения Бриттена. Как отмечают очевидцы, автор был потрясен. Они
цитировали знаменитого композитора: Вы спели так, - сказал он, - как мне
бы хотелось самому. Кажется, что эти песни я написал лично для вас. А
после ереванского концерта он добавил: Я слышал о богатом прошлом
Армении и ее своеобразной природе, но у меня и в мыслях не могло
возникнуть, что в городе, отделяющем нас тысячами километров, меня может
ожидать такой приятный сюрприз: великолепная исполнительница моих
песен.
Концертная деятельность Лусине Закарян продолжалась. Именно она
возвратила народу духовные песни и показала их мировую значимость. В ее
исполнении они обрели совершенно иное качество. В 1967 году Лусине
Закарян получила почетное звание заслуженной артистки Армянской ССР, а
вскоре вместе со своей подругой и аккомпаниатором Марианной Арутюнян
подготовила концерт, посвященный 100-летию Комитаса. Еще в студенческие
годы певица проявляла глубокий интерес к песням композитора и всегда
включала их в свои концертные программы, исполняя с присущим ей
мастерством.
Постепенно умножался ее репертуар, в котором предпочтение
отдавалось классической музыке Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Форе,
Каччини, Перголези, Скарлатти, Глюк. Она также исполняла произведения
западноармянских композиторов, подготовила целый цикл негритянских
духовных песен. В 1972 году певица удостоилась высшей награды ей было
присвоено звание народной артистки Армянской ССР.
Интересный факт Лусине была знакома с аргентинской певицей
Лолитой Торрес. Когда они посетили храм Гегард и Лусине исполнила
несколько духовных песен, гостья долгое время не могла прийти в себя
Такое происходило со многими. Завороженные ее пением, они теряли
контроль над собой. Так произошло с известным органистом Гарри
Гротбергом, с которым Лусине выступала неоднократно. Певица исполняла
Колыбельную Комитаса. Вдруг органист прекратил играть, повернулся к
Лусине, слушая ее не отвлекаясь. Позже он признался, что такое с ним не
случалось никогда Особый настрой вызывали концерты, в которых Лусине
исполняла Аве Марию разных композиторов.
Болезнь оборвала жизнь певицы в расцвете ее блистательного
таланта в 56 лет. В памяти людей певица осталась скромной, доброй и
отзывчивой. Ее творческая жизнь самый высокий, чистый образец
безупречной красоты и духовности.
http://www.armtown.com/
http://www.armtown.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий