ЛУСИНЕ ЗАКАРЯН


  Успех пришел к певице после первых же сольных концертов. Ее пристрастие к музыке в детстве неудивительно: дед по материнской линии Иосиф Томашевич (польский армянин) блистал в Санкт-Петербургской опере, был не только партнером Шаляпина, но его близким другом, стажировался в Италии, слышал великого Карузо. Бабушка была пианисткой, отец работал в симфоническом оркестре, мать играла на фортепиано. И, конечно, девочка, мечтавшая стать актрисой, блистала на всех детских мероприятиях в музыкальной школе.
В 1952 году семья Закарян переехала из Ахалцихе, где родилась Лусине, в Ереван. Через пять лет она блестяще закончила музучилище и поступила в консерваторию. Ее уникальный голос был настолько чарующим, что один из педагогов руководитель церковного хора Эчмиадзина пригласил ее петь в этом коллективе. Два месяца она изучала духовные песни. А когда впервые выступила в храме, слушавший ее Католикос Всех Армян Вазген I был поражен звучанием ее голоса. Вскоре она стала солисткой хора.
В Эчмиадзине Лусине познакомилась с молодым семинаристом Хореном Паляном, впоследствии ставшим ее мужем, увлеченным изучением армянской духовной музыки. Благодаря Паляну она глубже знакомилась с историей своего народа, его культурой, с армянским духовным песнопением, народными песнями. Окончание учебы в консерватории ознаменовалось выпускным концертом в Малом зале филармонии. Молодая певица исполнила произведения Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Балакирева, Комитаса, Екмаляна, Мирзояна. Это был настоящий триумф!
Она продолжала петь в Эчмиадзинском кафедральном соборе, ездила с концертами по районам республики, но постоянно мечтала о большой сцене, где ее голос мог звучать во всей красе. Случай не заставил долго ждать. Лусине пригласили выступить в Большом зале филармонии на вечере, посвященном 95-летию Комитаса. Уже на второй день весь Ереван говорил о талантливой певице.
Спустя месяц после концерта фортуна вновь улыбнулась Лусине. Маэстро Чекиджян, руководитель Государственной капеллы Армении, предложил ей выучить Реквием Моцарта надо было заменить неожиданно заболевшую перед гастролями в Москве певицу. И вот зал им. Чайковского неописуемый успех!
Дружба и сотрудничество певицы с маэстро Чекиджяном продолжались. Вместе с капеллой Лусине гастролировала во многих городах Советского Союза, за его рубежом, постепенно обретая мировую славу. И где бы ни звучали Реквием Моцарта, Стабат матер Россини, произведения Верди, Форе, Перголези и других композиторов , они всегда производили на слушателя неизгладимое, завораживающее впечатление.
Особое место в творчестве Лусине Закарян занимает ряд концертов средневековой музыки в Союзе композиторов Армении, где она выступала вместе с прославленным органистом Ваагном Стамболцяном. Желающих послушать Лусине было так много, что однажды перед очередным концертом под напором почитателей разбилось стекло входной двери
Шло время, популярность певицы росла. В августе 1965 года в Ереване проводились Дни Бенджамина Бриттена. Известный композитор вместе с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской находились в Армении. На концерте в дилижанском Доме творчества Лусине Закарян исполнила два произведения Бриттена. Как отмечают очевидцы, автор был потрясен. Они цитировали знаменитого композитора: Вы спели так, - сказал он, - как мне бы хотелось самому. Кажется, что эти песни я написал лично для вас. А после ереванского концерта он добавил: Я слышал о богатом прошлом Армении и ее своеобразной природе, но у меня и в мыслях не могло возникнуть, что в городе, отделяющем нас тысячами километров, меня может ожидать такой приятный сюрприз: великолепная исполнительница моих песен.
Концертная деятельность Лусине Закарян продолжалась. Именно она возвратила народу духовные песни и показала их мировую значимость. В ее исполнении они обрели совершенно иное качество. В 1967 году Лусине Закарян получила почетное звание заслуженной артистки Армянской ССР, а вскоре вместе со своей подругой и аккомпаниатором Марианной Арутюнян подготовила концерт, посвященный 100-летию Комитаса. Еще в студенческие годы певица проявляла глубокий интерес к песням композитора и всегда включала их в свои концертные программы, исполняя с присущим ей мастерством.
Постепенно умножался ее репертуар, в котором предпочтение отдавалось классической музыке Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Форе, Каччини, Перголези, Скарлатти, Глюк. Она также исполняла произведения западноармянских композиторов, подготовила целый цикл негритянских духовных песен. В 1972 году певица удостоилась высшей награды ей было присвоено звание народной артистки Армянской ССР.
Интересный факт Лусине была знакома с аргентинской певицей Лолитой Торрес. Когда они посетили храм Гегард и Лусине исполнила несколько духовных песен, гостья долгое время не могла прийти в себя Такое происходило со многими. Завороженные ее пением, они теряли контроль над собой. Так произошло с известным органистом Гарри Гротбергом, с которым Лусине выступала неоднократно. Певица исполняла Колыбельную Комитаса. Вдруг органист прекратил играть, повернулся к Лусине, слушая ее не отвлекаясь. Позже он признался, что такое с ним не случалось никогда Особый настрой вызывали концерты, в которых Лусине исполняла Аве Марию разных композиторов.
Болезнь оборвала жизнь певицы в расцвете ее блистательного таланта в 56 лет. В памяти людей певица осталась скромной, доброй и отзывчивой. Ее творческая жизнь самый высокий, чистый образец безупречной красоты и духовности.
http://www.armtown.com/




 









Комментариев нет:

Отправить комментарий