5/11/2012
В отдалённой
перуанской деревне, расположенной на высоте 3100 метров над уровнем моря
в Андах (на 700 м выше, чем Мачу-Пикчу), находится южно-американская
версия знаменитой Сикстинской капеллы. Такое возвышенное прозвище
получила построенная в стиле барокко церковь Сан-Педро-де-Апостол
Андахуалиллас (San Pedro Apóstol de Andahuaylillas), расположенная в 41
км к западу от колониального города Куско, благодаря сложной схеме
росписи потолка.
Однако, вековая грязь и помёт летучих мышей, вкупе с землетрясениями
заметно испортили первозданную красоту церкви. Всемирный фонд по охране
памятников обратил внимание региональных и национальных организаций на
плачевной состояние церкви, после чего было принято решение о её
реставрации.
Восстановительные работы длились четыре года, инвестиции в проект
составили порядка 1,5 миллиона долларов США. Церковь
Сан-Педро-де-Апостол была построена между 1570 и 1606 годами. “Каждый
дюйм церкви украшен - стены, потолок, балки, все”, - говорит Кэрол
Дамиан (Carol Damian), специалист по искусству стран Латинской Америки,
директор Художественного музея имени Патриции и Феллипа Фроста в Майами
(Patricia and Phillip Frost Art Museum in Miami). “Некоторые различия в
стиле письма позволяют сделать предположение, что церковь украшалась
несколькими художниками на протяжении достаточно длительного времени” -
добавляет она.
Дамиан считает, что художники, работавшие над росписью, имели
достаточно высокую квалификацию. Об этом можно судить по замысловатым
узорам росписи, по тем мотивам, которые здесь можно увидеть. “В росписи
преобладают арабские мотивы и геометрические изображения, харатерные для
искусства инков” - говорит она. Дамиан предполагает, что художники
работали по очереди, в разное время. Однозначно можно установить
авторство только двух из них: иезуитского священника и гуманиста Хуана
Переса де Боканегра (Juan Pérez de Bocanegra) и, работавшего под его
началом, испанца Луиса де Реаньо (Luis de Reaño).
В частности, кисти де Реано принадлежат такие ключевые сцены росписи,
как дорога в ад и рай, созданные ориентировочно в 1629 году. Дамиан
предполагает, что под руководством самого Реано также трудилась целая
команда художников из числа коренных жителей, что было обычной практикой
для колониального периода.
Масштабные работы по восстановлению фресок начались в 2008 году. На
протяжении всего периода реставрации церковь была доступна для
посетителей. По словам Марсела Перес де Куэльяра (Marcela Pérez de
Cuéllar), президента Всемирного фонда памятников Перу, закрытие церкви
даже не планировалось. “Мы держали её открытой в интересах местного
сообщества, которое имеет тесные связи с церковью” - говорит он.
Большая часть работ была направлена на стабилизацию фрески, основные
части которой выполнены в технике темперы. Для закрепления росписи
применялись органические материалы, например, жидкость, извлекаемая из
кактусов. Некоторые части фрески оказались под слоем более поздних
изображений, которые приходилось счищать. Так, «Дорога в ад» была
покрыта четырьмя слоями краски. В ходе реставрационных работ был
обнружен керамический горшок 17 века, содержащий пигмент охры, и
деревянная щетка, которые проливают свет на материалы, используемые
художниками того времени.
Когда дело дошло до декоративного потолка, сделанного из глины и
соломы, традиционных строительных материалов в этом регионе,
реставраторы столкнулись с необходимостью удаления большого количества
помета летучих мышей, скопившегося в пространстве между крышей и
потолком.
В ходе реализации проекта по восстановлению церкви, отреставрированы
были также алтарь и скульптурные композиции. Также восстановлена ещё
одна церковь в стиле барокко, Сан-Хуан-Баутиста де Нуаро (San Juan
Bautista de Huaro), и сейчас фонд ищет необходимые средства для
реставрации церкви La Virgen де Purificada Canincunca. “Эти церкви -
замечательные образцы искусства барокко Анд в колониальный период, и мы
стремимся к их сохранению” - говорит Перес де Куэльяр. Он надеется, что
реализация этих проектов привлечет в регион поток туристов.
Анна Сидорова
http://gallerix.ru/news/
Комментариев нет:
Отправить комментарий