Кураторы мадридского Прадо подтвердили, что
картина "Иоанн Креститель", более 120 лет хранившаяся в церковном
приходе в испанском городе Альмерия, принадлежит кисти Тициана. Об
атрибуции произведения искусства представители музея рассказали изданию
The Art Newspaper, которое в ноябрьском номере посвятило большой
материал картине.
Таким образом, полотно, датируемое
приблизительно 1555 годом, стало третьей версией картины Тициана, где
Иоанн Креститель изображен стоящим у дерева, у которого лежит овечка.
Все три картины — "Иоанн Креститель" из венецианской Галереи Академии,
написанный в 1530-1532 годах, а также "Иоанн Креститель" (1565-1570) из
монастыря Эскориал — 6 ноября были выставлены в Прадо.
Полотно
1555 года попало в коллекцию Прадо в 1872 году через музей Троицы.
Тогда считалось, что эта картина неизвестного художника XVII века
мадридской школы. Картину одолжили церкви Девы Кармен в Кантории
(Альмерия), где она провисела до 2007 года.
На "Иоанна
Креститель" в Альмерии обратил внимание Мигель Фаломир, глава
департамента итальянской и французской живописи до 1700 года в Прадо,
который в каталоге к выставке музея "Тициан", проходившей в 2003 году,
написал, что картина могла быть копией другого сейчас уже утраченного
"Иоанна Крестителя" Тициана. Исходя из данного предположения в Прадо
приступили к изучению картины, которая была в очень плохом состоянии,
однако пришли к выводу, что это не копия, а работа самого мастера.
Дату
создания произведения, в частности, помог установить анализ
подготовительного слоя, сделанного свинцовыми белилами с карбонатом
кальция и другие технические характеристики живописи художника 1550-х
годов. На авторство Тициана главным образом указывает поза, в которой
изображен Иоанн Креститель, и сходство пейзажей на заднем плане.
Как
отмечается на сайте музея, по итогам реставрации удалось восстановить
контраст между фигурой и окружающим ландшафтом. Важность же картины, по
мнению реставраторов, заключается не в ее эстетической ценности (картина
сильна повреждена), а в том, что произведение подтверждает привычку
Тициана повторять композиционные ходы и темы. Кроме того, исследователи
отмечают, что сюжет с Иоанном Крестителем Тициана был одним из самых
популярных в Испании, о чем свидетельствуют многочисленные копии. Самые
ранние были сделаны в Сарагосе, что, возможно, говорит о том, что первый
владелец картины Тициана жил именно там.
Вместе с тем,
как отмечает издание, некоторые специалисты полагают, что картина могла
быть написана не итальянским мастером, а его учениками.
© Lenta.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий