Гюстав Кайботт познакомился с художниками-импрессионистами Моне и Ренуаром благодаря увлечению парусным и гребным спортом. Он был моложе их и, в отличие от бедных художников, еле сводивших концы с концами (а Моне кормил не только себя, но и свою семью), не считал денег. Кайбот происходил из богатой семьи, никогда не работал, был холост и независим. Отец Гюстава, преуспевающий текстильный фабрикант из Нормандии, переехал в Париж и приумножил свое состояние куплей-продажей недвижимости (по другим данным, он был судьей Торгового трибунала). В 1857-1862 годах Гюстав с успехами обучался в православном лицее Луи-ле-Гран. Затем изучал право в Сорбонне и в 1870 году получил там диплом. Жил он на роскошной вилле в Пти-Жаннвилье и там ради собственного удовольствия строил парусники. Вторым страстным увлечением француза была живопись, заставившая его даже поступить в Школу изящных искусств. Однако академическая манера письма была слишком скучна для страстного и пылкого юноши.
Познакомившись с работами импрессионистов, Кайботт понял, что такое вдохновение. Будучи избалованным ребенком, никогда не знающим нужды и прожигающим свою жизнь и деньги в праздных развлечениях, Гюстав открыл для себя нечто, что озарило всю его жизнь сияющим светом. Этим нечто стали работы Моне, Ренуара, Мане и Дега. С тех пор браться за кисть Кайботту было очень сложно: он знал, что никогда его скромный талант не сможет сравниться с вдохновением людей, которых он считал Мэтрами. Общаться с ними Кайботт считал особой честью.
Критик Жюль Монжуае писал о Кайботте:
«Импрессионисты приветствовали его как долгожданного новобранца. Он принес с собой все качества юношеской непреклонности. Той юности плоти и духа, что заставляет нестись очертя голову, невзирая на ошибки, не признавая разочарований, побеждая суровую действительность».
Вклад Гюстава Кайботта в историю Импрессионизма был не менее значимым, чем произведения художников. Помимо собственного живописного наследства из более чем трехсот портретов, натюрмортов, пейзажей и бытовых сцен (некоторые из которых находятся в Лувре и представляют немалую художественную ценность), Кайботт оказывал существенную, иногда спасительную, финансовую поддержку бедствующим импрессионистам. Чувствуя перед своими друзьями как бы вину за свое богатство и беспечную жизнь, тогда как Ренуар и Моне писали свои шедевры в неотапливаемых мастерских на голодный желудок, Кайботт не скупился на раздачу денег в долг и устройство обедов, куда он приглашал многих художников – он вскоре познакомился со всеми членами «банды», как тогда называли импрессионистов. В историю живописи Гюстав Кайбот вошел не только как художник, близкий к Импрессионизму, но и как коллекционер. Желая помочь своим друзьям, Кайботт покупал у них картины – причем не те, которые ему особенно нравились, а те, которые никто не покупал. Более преданного поклонника и покровителя произведений импрессионистов трудно найти. Известно, что он долгое время полностью оплачивал аренду мастерской Клода Моне, а также инициировал и спонсировал третью и четвертую выставки импрессионистов.
Вот что пишет о картине «Парижская улица в дождливую погоду» Кирк Варндоу, автор солидного исследования творчества Кайботта: «Интересных и значительных картин у него много, но среди них нет ни одной такой монументальной (размером примерно семь на десять футов), такой сложной, такой бесконечно завораживающей, как этот перекресток в неподвижном, холодном воздухе дождливого дня. Это одна из его красивейших, утонченнейших работ. Каменные здания окутаны пронизывающей серо-голубой атмосферой. Серые тона, почти без теней, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов и светло-зелеными искрами на ручках зонтов».
С 1888 года художник со своей гражданской женой актрисой Шарлот Бертье, которая была моложе его на 11 лет, перебрался в Пти Женневийю (местность над Сеной). В том же году его избрали городским советником. «В жизни не видел такого чиновника, - вспоминал один из современников Кайботта, - чтобы не морочить себе голову бюрократическими бумажками и не обременять память счетами, он все оплачивал из собственного кармана: освещение, уличные мостовые, мундиры стражи».
Когда начинаешь читать об этом человеке, невольно испытываешь огромное уважение, даже преклонение перед ним. Судите сами: спортивная фигура (посмотрите на «Завтрак гребцов» Ренуара: Кайботт – тот мужчина с бицепсами в правом нижнем углу картины, верхом на стуле), характер победителя (будучи членом яхт-клуба, он выигрывал несколько регат), недюжинный ум (одна из яхт, сделанная по его чертежам, взяла третье место на Олимпийских играх в Гавре в 1900 году), способность вести за собой (сколько раз он уговаривал своих друзей-импрессионистов не падать духом и устраивать свои выставки - и выигрывал, выигрывал!) тонкий вкус (его коллекция марок теперь находится в Британском музее), и несовместимая со всем перечисленным нежность (Кайботт увлекался разведением орхидей и даже дизайном текстиля (женщины на его картинах «Мадам Буассьер Книттинг» (1877 г.) и «Портрет мадам Кайботт»(1877 г.) вероятно, работали по образцам, созданным Кайботтом)). Ну и, конечно, талант живописца (посмейте сказать, что сегодня его картины не представляют художественной ценности, и я брошу в вас камень!).
После смерти Кайботта в возрасте 46 лет (вероятно, от кровоизлияния в мозг) по его завещанию 67 работ импрессионистов (Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Камиля Писсаро, Альфреда Сислея и Берты Моризо) должны были передать Люксембургскому музею, но правительство отказалось принять этот посмертный дар (видимо, не сочтя его достаточно ценным). Спустя несколько лет, стараниями Ренуара государство все же выкупило 39 из этих полотен, большинство из которых сегодня находится в музее д’Орсе.
http://blogs.privet.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий