07.02.2013
Выставка
стекла эпохи модерн, в которую включены работы Эмиля Галле,
признанного мастера и одного из основоположников этого стиля в
декоративном искусстве, создателя произведений из многослойного стекла и
по совместительству — философа, дизайнера и ботаника, которого
вдохновлял мир стрекоз, цветов и кувшинок, открывается в Большом дворце
Царицыно в среду.
На выставленных здесь вазах цветут глицинии и болотные лилии, растут
клены, вьюнки и хмель. Одним из любимых растений мастера был чертополох
— символ родной Лотарингии, где у Галле было собственное производство и
где в начале 1900-х он создал промышленный альянс, ставший позже
известным как "Школа Нанси".
Галле стал новатором во многих смыслах: создавал произведения в новых
техниках, таких как камейное стекло, интерколор, суфляж и маркетри,
когда в горячую массу вводились пузырьки или фольга, и работал не только
со стеклом, но и с образами — например, придумал "говорящие вазы",
которые расписывал цитатами из Малларме, Бодлера, Вийона и других
поэтов, очень интересовался культурой Востока.
На выставке показывают как серийные, малотиражные, так и уникальные
вещи: стоит обратить внимание на расписанную белой, золотой и черной
эмалью ярко-красную вазу с драконом.
"Ведь его называли "наш японец Галле", — рассказала искусствовед,
автор концепции выставки Елена Долгих. — Когда я впервые увидела эту
работу, то подумала, что это аналог вазы, напечатанной в каталоге Гарне,
крупнейшего исследователя стекла Галле, но оказалось, что это она и
есть. Может быть, в мире и существует еще один такой экземпляр, сложно
сказать, но в любом случае эта вещь уникальна".
По словам Долгих, в экспозиции много работ раннего периода, редких
для российских собраний. Это произведения, созданные в период
сотрудничества Галле с заводом в Мейзентале, которое длилось с 1870-х
почти до начала 1890-х годов. Тогда мастер делал вазы в основном из
прозрачного стекла топазового оттенка с росписью и часто обращался к
средневековой тематике.
На выставке показывают также произведения фирмы Галле, созданные
после смерти ее основателя, а также еще одних крупных мастеров модерна
из Нанси — братьев Дом, и работы других авторов — всего несколько
десятков объектов, среди которых вазы и вазочки, "ушатики", ладьи, чаши и
флаконы. Вместе, по словам Елены Долгих, они являются достаточно
полным и цельным собранием стекла модерн. Обязательно нужно
присмотреться к работе Аржи-Руссо — вазе с изображением васильков в
технике pate de verre, "стеклянного теста".
Все представленные в экспозиции "Эмиль Галле: стеклянная рапсодия"
работы — из собрания Восточно-Европейского антикварного дома, который
устраивает эту выставку в преддверии торгов 2 марта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий