Новые данные о творчестве Ван Гога

 
07/05/2013

 АМСТЕРДАМ. Картина «Спальня», написанная Винсентом Ван Гогом в 1888 году, с её медово-желтой кроватью, уютно расположившейся в углу небесно-голубой комнаты, легко узнаваема любителями искусства. Однако, насколько бы изменился наш взгляд на это полотно, если бы мы узнали, что первоначально стены комнаты были выкрашены художником в фиолетовый цвет, а сама картина стала выражением борьбы художника с его собственными демонами и преследовала вполне определенные цели.



 Известная цветовая гамма картины, так она выглядит сейчас

 Восстановленная исследователями версия исходной картины
Приятный внешний вид и голубые стены вызваны разрушением пигмента на картине. Это стало очевидно после колоссальной работы по изучению творчества Ван Гога, сотен его холстов, палитры, красок, писем, записок и т.д., которую проделали учёные из нефтяной компании Shell в сотрудничестве с голландским агентством по культурному наследию и кураторами Музея Ван Гога (Van Gogh Museum), который владеет крупнейшей в мире коллекцией работ постимпрессиониста.
Аналитическая работа длилась на протяжении восьми лет, и, как пишет в своей статье для The New York Times Нина Сигал (Nina Siegal), привела учёных к «из ряда вон выходящему» новому пониманию истории жизни художника. Как говорит директор музея Ван Гога, Аксель Рёгер (Axel Rüger), новые данные помогут переосмыслить понимание его темперамента и личности в целом.
Результаты исследования будут представлены на только что открывшейся выставке «Van Gogh at Work». Экспозиция составлена из более чем 200 работ и рисунков самого Ван Гога и его современников, в том числе Поля Гогена и Эмиля Бернара.
“Теперь мы знаем, что Ван Гог был очень методичным художником, и это понимание идёт вразрез с общим мифом о том, что он имел маниакальную психику, часто был невменяем и просто бросал краску на холст”, - говорит г-н Рёгер. “Он был человеком, который на самом деле очень хорошо знал свойства тех материалов, которые он использовал в работе, знал как их использовать и преднамеренно строил композицию своих полотен. Эти выводы являются основными в понимании Ван Гога как художника. Он был очень целенаправленным”.
С помощью электронной микроскопии и рентгеновской флуоресцентной спектрометрии, которая раскрывает части пигмента, исследователи обнаружили, что на ранних стадиях Ван Гог использовал специальную сетку для построения перспективы изображения, что помогало ему правильно передать пропорции и глубину пейзажей. Позже, когда он приобрёл неограниченные технические навыки, он отказался от этих сеток. Как и многие художники, он перерабатывал определенные картины неоднократно, с целью усовершенствовать желаемый эффект.
“Теперь мы знаем гораздо больше и о пигментах, которыми пользовался Ван Гог, и о том, как они могли изменить цвет с течением времени”, - говорит Нинке Баккер (Nienke Bakker), куратор выставки. “Это очень важно для нашего понимания его произведений, и того, как их необходимо реставрировать. Цвета картин по-прежнему очень яркие, но первоначально они были ещё ярче, особенно красные оттенки.”
Ральф Хасвелл (Ralph Haswell), главный учёный Shell Global Solutions, рассказал, что на рубеже 20-го века художники только начали покупать готовые краски в магазинах, а не смешивать их самостоятельно в студиях. “Одним из недостатков такой перемены стало то, что даже сами художники не могли предсказать, как будут вести себя новые краски”, - сказал он. “Химическая промышленность росла чрезвычайно быстро, в продаже появлялись все возможные оттенки, но предсказать, как долго они будут оставаться стабильными, не могли, наверное, даже сами производители. Так и получилось в случае с фиолетовым цветом Ван Гога, который использовался при написании стен его комнаты в Арле. Из-за того, что красная составляющая в фиолетовом выцвела намного быстрее, вероятно, ещё при жизни Ван Гога, он оставил после себя только синий цвет”.
Нинке Баккер считает, что такие метаморфозы с его картинами не могли испугать Ван Гога. В значительной степени художник-самоучка, он не считал любую из своих работ окончательной. “Он хотел выразить свой индивидуальный способ видения мира, и каждое произведение двигало его к этой цели”, - сказала г-жа Баккер.
“Казалось бы незначительное изменение оттенка оригинала делает изображение на картине более спокойным”, - говорит Маржи Веллекуп (Marije Vellekoop), глава отдела научных исследований музея Ван Гога. “Возможно, это именно то, что он и хотел выразить в этой картине - чувство покоя”.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий