|
Выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", готовившаяся к показу в
Москве более пяти лет и собравшая самые знаменитые произведения
участников знаменитого братства, открылась в Государственном музее
изобразительных искусств имени Пушкина во вторник, сообщает РИА "Новости".
Братство прерафаэлитов было образовано в 1850-х годах. В нем состояли
художники, оппозиционные всем официальным течениям и уверенные в том,
что британская живопись приходит в упадок, поэтому вдохновение следует
искать в раннем, дорафаэлевском итальянском искусстве. Отсюда и
появилось название "Братство прерафаэлитов" (P.R.B., Pre-Raphaelites
Brotherhood), самыми известными представителями которого стали Данте
Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Милле.
Экспозиция, приехавшая в Москву после Лондона и Вашингтона, разделена на
несколько условных частей - "Образы прошлого", "Природа", "Поэтическая
живопись", "Красота", "Утопия" и "Спасение". В последней можно увидеть
картину Джона Эверетта Милле "Христос в родительском доме". Знаменита
она в числе прочего тем, что Чарльз Диккенс назвал ее "гнусной и
отталкивающей", а королева Виктория приказала доставить полотно в
Букингемский дворец для личного осмотра: общественность возмутила
излишняя натуралистичность изображения святого семейства. Хотя сейчас
можно констатировать, что в этом произведении есть все, что характерно
для творчества прерафаэлитов, то есть простота и натуралистичность, -
художники привлекали к позированию своих друзей и членов семей, вне
зависимости от того, светский сюжет у картины или же библейский.
Прерафаэлиты известны также и тем, что ввели в моду новый тип женской
красоты - интеллектуальный, раскрепощенный и порой ядовитый, что
получило дальнейшее развитие в эпоху модерна. В части "Красота" можно
увидеть "Прекрасную Изольду" Уильяма Морриса и Monna Vanna Россетти.
Также в Москву привезли оригинальные витражи Эдварда Берн-Джонса, в том
числе "Ангела с лютней", и масштабную шпалеру "Поклонение младенцу",
выполненную уже после смерти Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса,
вдохновленных гением Россетти и ставших его последователями, особенно по
части прикладных ремесел. В частности, в экспозиции представлены буфет
"Дамы и звери" Берн-Джонса, главы из романа-утопии "Вести из Ниоткуда",
напечатанные в издательстве Морриса "Келмскотт-Пресс", и обои "Шпалера"
его дизайна. Таким образом, на выставке можно увидеть братство
прерафаэлитов в действии - от его появления до распространения в
различных областях искусства, не только в живописи.
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова никогда не скрывала, что
хотела бы показать в возглавляемом ею музее искусство прерафаэлитов,
которое "овеяно романтическим духом" и оттого хорошо принимается в
России.
Впервые о том, что выставка прерафаэлитов может состояться, заговорили в
2008 году, когда при поддержке фонда "Искусство, наука и спорт" Алишера
Усманова в залах ГМИИ открылась экспозиция "Тернер. 1775-1851". Она
стала самым дорогим на тот момент проектом музея со спонсорским участием
и одной из первых выставок, собравшей 200 тысяч зрителей.
Таким образом, была открыта своеобразная программа показа практически не
представленного в российских музейных собраниях британского искусства.
Затем последовал проект "Уильям Блейк и британские визионеры", где
искусство художников братства было представлено в минимальном объеме,
словно предваряя нынешнюю масштабную экспозицию. В том же, 2011 году, с
фондом Усманова было подписано соглашение о проведении нынешней
выставки.
До этого прерафаэлитов, и также небольшим числом полотен, представлял
Christie's на своей предаукционной выставке в Третьяковской галерее в 2008 году.
Как рассказала Антонова, в числе причин, из-за которых нынешний проект
так долго готовился, стали востребованность искусства прерафаэлитов во
всем мире - "надо занимать очередь", а также финансовая сторона вопроса.
Однако глава ГМИИ отказалась озвучивать бюджет проекта, который по
посещаемости вполне может побить нынешний рекорд музея - выставку
Сальвадора Дали, которую за 11 недель работы увидели 270 тысяч зрителей.
Посетители первой масштабной выставки прерафаэлитов в России смогут
также прослушать цикл лекций о творчестве художников и воспользоваться
услугой специализированной экскурсии.
Выставка продолжит свою работу до 22 сентября.
Комментариев нет:
Отправить комментарий