|
06.06.2013
Премьера оперы Александра Бородина "Князь Игорь" режиссера Юрия Любимова
состоится на исторической сцене Большого театра в субботу. Первыми
зрителями, увидевшими спектакль во время генеральной репетиции в среду,
стали журналисты, с которыми постановщики и артисты поделились своими
впечатлениями от "любимовской" версии известного шедевра, передает РИА "Новости".
Любимов не пожелал ответить на вопросы журналистов, предоставив это
право дирижеру Василию Синайскому, сценографу Зиновию Марголину, а также
исполнителям, репетирующим главные партии.
Голос мастера зазвучал лишь непосредственно перед прогоном. Он тепло
поприветствовал артистов и зал и предупредил, что по ходу действия могут
быть остановки. Таковых, впрочем, не случилось - режиссер напряженно
следил за ходом спектакля, иногда дирижировал, воспроизводил жесты
актеров, но в процесс кардинально так и не вмешался. Сохранив молчание,
Любимов, тем не менее, дал понять всем присутствующим насколько важно
Слово в его постановке: во время звучания увертюры на занавесе появился
эпиграф "Вначале было Слово", а затем вся опера, исполняющаяся на
русском языке, сопровождалась русскими же титрами, что делало смысл
каждой пропетой фразы предельно ясным для любого слушателя.
О том, что новый "Князь Игорь" будет значительно отличаться от своих
предшественников, рассказал Василий Синайский, отметивший, что из
традиционных четырех масштабных действий здесь осталось всего два, да и
те весьма компактны - первое длится чуть более часа (на репетиции оно
продолжалось и вовсе 55 минут), второе - 1 час 15 минут.
"Это не совсем купюры, это концепция Любимова, - уточнил музыкант. -
Нужная для нее музыка была использована, а та, что не очень подходит -
изъята". Дирижер добавил, что опера обрела динамизм, а сценически она
сделана так, что "скучать не придется".
То, что музыкант прав зрители поняли практически с первых минут. Сразу
после солнечного затмения (пролога) действие, минуя традиционный
"русский" первый акт, молниеносно перенеслось в стан половцев, где
развернулись роскошные "Половецкие пляски" в возобновленной хореографии
Касьяна Голейзовского. Все остальные события происходили уже во втором
акте, финалом которого стал победный, в лучших советских традициях,
помпезный хор "Слава" в честь благополучно возвратившегося из плена
князя.
Опера и в самом деле была значительно сокращена, но при этом в ней
появились фрагменты, практически неизвестные опероманам - написанные
Бородиным, именно они повсеместно подвергались купюрам. Исполняющие
главные партии артисты единодушно признали, что все музыкальные
нововведения имели основание - Юрий Любимов работал над каждой ролью с
большой тщательностью.
В результате этой работы Князь Игорь получил еще один сольный номер.
"Это очень интересный монолог, в котором раскрывается та суть, которую
до этого не показывали, - поделился исполнитель партии Игоря Эльчин
Азизов. - Князь, будучи в плену, взывает о помощи к русским князьям,
призывает к объединению к Руси".
Хана Кончака Любимов лишил его коронной арии, зато публика сможет во
втором акте оценить песню Кончака. "Она редко исполняется, потому что не
так эффектна, как ария, - рассказал исполнитель этой партии Валерий
Гильманов. - Но в ней Кончак показан жестоким и агрессивным человеком. В
этом и была режиссерская задумка - показать жестокого Кончака".
Делясь впечатлениями от постановки, сценограф Зиновий Марголин заявил,
что на его вкус - это совершенно традиционный спектакль с четким и
внятным режиссерским высказыванием.
"Другое дело, что кому-то оно покажется чуждым, чужим, - пояснил
Марголин. - Но Юрий Петрович всегда знал, что делает, поэтому то, что
происходит на сцене, не кажется чем-то радикальным. Остались все
взаимоотношения, осталась структура произведения. Это лаконичный
спектакль, как росчерк. И мне кажется, что он будет понятен зрителю".
Напомним, всемирно знаменитый театральный режиссер Юрий Любимов,
создатель Театра на Таганке, поставил также более 30 оперных спектаклей в
таких театрах, как "Ла Скала", "Гранд Опера", "Ковент-Гарден".
http://newsru.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий