Как Эдуард VIII позаимствовал картины в Национальной галерее

29/06/2013

Король Эдуард VIII, в своё время позаимствовал семь шедевров из Национальной галереи (National Gallery) в Лондоне, в том числе картины таких художников, как Каналетто (Canaletto) и Ян ван Ос (Jan van Os). Эдуард VIII отказался от британского престола в 1936 году после того, как правил страной всего десять месяцев, из-за того, что ему не было позволено жениться на разведенной американке Уоллис Симпсон. Тогда ещё будучи принцем Уэльским, он хотел, чтобы картины украшали его комнаты в Сент-Джеймском дворце.
Недолгие, но насыщенные отношения Эдуарда с Национальной галереей описаны в книге, которая вышла на днях в Канаде. «Stewards of the Nation’s Art: Contested Cultural Authority 1890-1939», написанная Андреа Геддес-Пул (Andrea Geddes-Poole), доцентом Университета Трент в Онтарио, доступна также в электронном варианте. Другой писатель и историк, Майкл Сэведж (Michael Savage), в своем блоге подчеркивает: “Будущий король Эдуард VIII короткое время был попечителем Национальной галереи. Но я понятия не имел, что Национальная галерея откликнулась на его просьбу и предоставила несколько художественных полотен для его дома.”
В архивных материалах сохранились документы, подтверждающие это. В 1930 году Эдуард был назначен членом правления Совета. “Принц Уэльский собрался на заседание правления Национальной галерее сегодня”, - пишет лорд Кроуфорд (David Lindsay) в специальном циркуляре, описывающем ежедневные официальные обязанности членов королевской семьи. “Он довольно сильно поразил нас. Примерно в середине заседания, которое, казалось, было очень важным, он очевидно начал скучать, закурил сигарету и оживленно разговаривал со своими соседями ... Насколько я мог понять, это была главным образом болтовня о гонках и обществе”, - продолжает лорд Кроуфорд.
В ноябре 1930 года принц Уэльский попросил в кредит семь картин из Национальной галереи. Их он планировал повесить у себя в апартаментах во дворце Сент-Джеймс. Пресс-секретарь Национальной галереи сказал тогда: “Директору ... сообщили о просьбе Его Королевского Высочества принца Уэльского о выделении ему семи картин. Совет попечителей санкционировал выбор”. В число этих семи попали такие шедевры, как «Венеция: Дворец Дожей» (Venice: The Doge’s Palace) и «Рива дельи Скьявони» (Riva degli Schiavoni), написанные в 1730-х годах Каналетто, «Фрукты, цветы и рыба» (Fruit, Flowers and a Fish), 1772 год, Ян ван Ос, и «The Eendracht and a Fleet of Dutch Men-of-war» Людольфа Бакхёйзена (Ludolf Bakhuizen), написанная в 1670 году.
Чуть позже, помощник принца, Купер Томас (Cooper Thomas) в письме тогдашнему директору Национальной галереи, Чарльзу Холмсу (Charles Holmes), высказал некоторую озабоченность судьбой картин, которые якобы были вывезены в другую королевскую резиденцию. Холмс тактично ответил, что “не должно быть никакой двусмысленности, и когда принц Уэльский перестанет нуждаться [в работах], они будут возвращены в галерею”.
Окончательно ситуация разрешилась в 1936 году, когда лорд Кроуфорд записал в своем дневнике: “На днях герцог Йоркский [Брат Эдуарда, будущий король Георг VI] сказал директору Национальной галереи, что он намерен провести ремонт своего дома, и подумал, что будет безопаснее разместить ряд принадлежащих ему картин в галерее на этот период”. Директор галереи, подчеркнул Кроуфорд, не имел ни малейшего представления, что картины, которые были отданы принцу Уэльскому, к тому времени оказались в собственности герцога Йоркского. “И тогда было обнаружено, что с картин были удалены инвентарные номера и этикетки Национальной галереи”. В конечном итоге работы благополучно вернулись в галерею.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий