Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС
30 июня 2013 года оказался последним
рабочим днем Николая Цискаридзе в Большом театре, в котором он
протанцевал 21 год. Руководство ГАБТ предсказуемо не стало объяснять,
почему два трудовых договора с артистом, работавшим в театре в качестве
танцовщика и педагога-репетитора, не будут продлены. Все действительно
понятно и так: не сошлись характерами, возникли непримиримые
разногласия. Развод хоть и казался в какой-то момент неизбежным, на
поклонников его творчества все равно обрушился неожиданно и подействовал
болезненно.
Николаю Цискаридзе 39 лет, и уже сейчас понятно: вне зависимости от
того, что он будет делать дальше, у него сложилась долгая и счастливая
творческая судьба в балете. Цискаридзе — ярчайший танцовщик своего
поколения, который выделялся всегда и сразу уже благодаря своей
внешности и стати. Прекрасные физические данные и трудолюбие достаточно
быстро обеспечили ему первые роли в театре, и он сумел преподнести эти
роли по-своему, создать новый портрет классических, уже всем известных
героев — как это было, например, с Солором в «Баядерке». За свою более
чем двадцатилетнюю карьеру Цискаридзе перетанцевал почти весь
классический репертуар ГАБТ, выезжал с ним на гастроли. Он и
Щелкунчик-принц, и Принц Дезире, и Граф Альберт.
Цискаридзе воспринимается прежде всего именно как классический
танцовщик — и по школе, и по технике, и по ролям. Наверное, такая
подчеркнутая приверженность классическому духу, который он порой слишком
упорно несет в себе, объясняется просто — у Цискаридзе были великие
учителя, в значительной степени определившие его лицо как артиста
балета. В 1992 году он окончил Московское хореографическое училище
(класс Петра Пестова), а в Большом театре репетировал и с Галиной
Улановой, и с Мариной Семеновой, и с Николаем Фадеечевым. Все они, по
признанию самого Цискаридзе, в значительной степени повлияли на
формирование его и как личности, обучая не только танцевальному
мастерству.
Ключевую роль в карьере Цискаридзе сыграл в прошлом художественный
руководитель, ныне главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович,
произнесший на госэкзамене танцовщика ставшую уже знаменитой фразу:
«Грузину „пять“, и взять в труппу». Так началась жизнь Цискаридзе в
ГАБТ, где он фактически рос на хореографии Григоровича, и именно роли в
балетах главного советского хореографа стали визитной карточкой
танцовщика — взять, к примеру, того же Щелкунчика или другую
блистательную партию — Злого гения из «Лебединого озера».
Не менее знаковыми для премьера оказались работы другого выдающегося
хореографа XX века — Ролана Пети, где в полной мере проявился и
драматический талант Николая Цискаридзе. В 2001 году он вышел на сцену в
партии Германна в мировой премьере балета «Пиковая дама» вместе с Илзе
Лиепой; танцевал за границей партию Юноши в самом известном балете Пети
«Юноша и смерть». В родном театре Цискаридзе предстал еще в одной важной
для себя постановке французского классика — исполнив роль Квазимодо в
«Соборе Парижской Богоматери», он стал первым российским артистом,
примерившим на себя образ уродливого горбуна. Никакого горба,
естественно, не было, только пластика.
Цискаридзе — танцовщик не только техничный, но еще и обладающий
актерским талантом. В его репертуаре в Большом театре было много
разноплановых ролей, как трагических и романтических, так и комических, —
такова, например, партия Классического танцовщика в балете Алексея
Ратманского «Светлый ручей». За все свои балетные достижения и удачи
Николай Цискаридзе был отмечен множеством премий — Госпремией, тремя
«Золотыми масками», «Триумфом», «Benois de la dance»; он кавалер
французского Ордена искусств и литературы и Народный артист РФ. Кажется,
Цискаридзе был успешен в своей профессии настолько, насколько это
вообще возможно.
Правда, в последние годы имя его чаще всплывало в СМИ не в связи с
творчеством или танцевальными успехами, экспериментами или
сотрудничеством с балетмейстерами-новаторами, а со скандалами и
критикой. Цискаридзе стал абсолютно медийной фигурой, конечно, в первую
очередь благодаря своему умению рассказывать историю (он работает на
телеканале «Культура», регулярно появляется в различных телешоу). Но
постепенно, превращаясь в сознании массового зрителя в главную звезду
русского балета, он в то же время отдалялся от своего искусства;
кажется, его больше стало интересовать что-то иное. Появилась другая
дорога, и она постепенно вытеснила первую.
Уволен Николай Цискаридзе тоже не из-за творческих разногласий с
художественным или музыкальным руководителем и не из-за того, что не
поладил с людьми искусства из-за искусства, а из-за конфликта с
администрацией. По каким точно причинам — во внутренней балетной кухне
ГАБТ стороннему человеку разобраться до конца невозможно. Впрочем, в
данном случае это и ни к чему. Грань между искренним желанием бороться с
несправедливой административной машиной и проявлениями особенностей
вспыльчивого характера Цискаридзе уже тоже начала стираться. Однако одна
несправедливость кажется очевидной: пусть виноваты все, про
художественную часть забыли обе стороны конфликта, некрасивые
высказывания позволяют себе тоже обе стороны — но с 1 июля танцевать не
будет лишь Цискаридзе. И если Большой театр с облегчением расстался со
своим самым известным артистом, тысячи любителей балета печалит
перспектива видеть Цискаридзе только по телевизору. Поклонники
танцовщика в знак протеста даже дважды выходили по этому поводу на пикеты.
Безусловно, Николай Цискаридзе не останется не у дел, продолжит
танцевать и преподавать. Ему уже поступило несколько предложений о
работе, в частности, его зовут возглавить балетную труппу
Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета. Однако ясно,
что Цискаридзе, всегда державшемуся особняком и одиночкой, труднее всего
будет расстаться со своим фанатичным отношением к театру-дому. Такая
привязанность к месту в новом мире конфликтует с самой театральной
системой, которая сейчас активно перестраивается. Правда, Большой
регулярно доказывает, что сам живет еще в старой системе координат. И
возможно, главная российская звезда оперной сцены Анна Нетребко, которая
все никак не выступит на сцене ГАБТ, права: нужно все-таки всех уволить
и набрать заново.
Комментариев нет:
Отправить комментарий