Михайловский театр показал в Финляндии «курортную» версию «Онегина»

Михайловский театр показал в Финляндии «курортную» версию «Онегина»
31.07.2013
Михайловский театр Петербурга представил на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии оперу Чайковского «Евгений Онегин» в ультрасовременной постановке Андрия Жолдака.
Специально для Савонлиннского фестиваля Жолдаком создана резонансная версия своего спектакля, премьера которого была представлена ещё в начале сезона. Режиссёр, который работал в Скандинавии неоднократно, рассказал, что сегодня Финляндия занимает первое место в Европе по посещаемости театров – примерно половина людей приходят сюда не реже 5 раз в год, ожидая в своей размеренной и спокойной жизни театральных потрясений и открытий. Билеты на спектакль Жолдака были полностью раскуплены задолго до начала фестиваля.
Придумать новую версию собственного балета Жолдака вынудили обстоятельства. Оперный летний фестиваль основан был ещё в 1912 году и проводится в средневековой крепости Олавинлинна, которая находится в окружении Сайменских озёр. На время оперного форума в цену превращается внутренний двор замка, который перекрывается специальным навесом. Старинная каменная крепость вмещает зал на 2364 мест, а акустика здесь просто идеальна. Есть, правда, и свои сложности. Поскольку крепость является памятником архитектуры, модернизировать в ней ничего нельзя, запрещено и устройство ложных декораций. Простые же декорации приходится доставлять на остров на барже по воде.
Артисты и вовсе работают в экстремальных условиях. Например, одним из выходов на сцену является крутая лестница с наружной стороны крепости, которая приводит, к тому же, не к дверному проёму, а к окну. В этом окне, если верить старожилам, как-то застрял один тенор, чуть не сорвав спектакль. Впрочем, по признанию Яниса Апейниса, исполнителя главной партии Онегина, атмосфера старинной Олавинлинны окупает все бытовые неудобства с лихвой.
Именно невозможность переноса петербургского варианта в первозданном виде заставила Жолдака пересмотреть концепцию спектакля. Итогом стала совершенно новая постановка, своеобразная «курортная» версия оригинала.
Главной режиссёрской находкой оказался экран на заднике, на который транслировалась запись питерского спектакля – строгого до стерильности в бело-чёрной цветовой гамме. Действие на сцене разворачивалось параллельно экранному, в отдельных местах дублировалось, но по большей части отличалось – костюмами и декорациями. Все артисты были одеты в летнюю повседневную одежду, которая с оперным жанром не вяжется: Онегин на оба бала пришёл в майке и трусах, а Ольга красовалась перед зрителями в купальнике. Сюжет, перенесённый из классических интерьеров в летний легкомысленный антураж, определённо поменял акценты. При этом стоит отметить, что Жолдак всё же сохранил множество персонажей. Из питерской версии перешли придуманные герои, например, слуга Онегина в  образе Черномора, а также объёмный символический ряд (крутящийся волчок, рассыпанные бусины, циферблат, поливание героев водой и молоком). Для зрителя же задача была достаточно сложной – ему приходилось не только воспринимать происходящее на сцене, но и сопоставлять его постоянно с видеорядом, что наполняло спектакль свежими эмоциями и постоянным напряжением.
Стоит отметить, что сложность режиссёрского решения, его очевидная эпатажность (чего стоит сцена дуэли, когда соперники практически раздеты) и многоплановость понравилась далеко не всем зрителям. Но если концепция и вызывала споры, то актёрская игра была безупречна. В роли Татьяны блистала восходящая звезда Михайловского театра Татьяна Рягузова, которая сумела из хрестоматийной сцены с письмом создать поэму любви, полную восторженного экстаза и эротизма. Прекрасным вокальным ансамблем стали тенор Евгений Ахмедов (Ленский), меццо Софья Файнберг (Ольга) и баритон Янис Апейнис (Онегин). А завершил картину оркестр под управлением Михаила Татарникова, который звучал живо, непосредственно и просто совершенно.
Завершился спектакль необычно – повторением вступления к опере в оркестре и картиной семейного счастья Татьяны с супругом. На экране же появился «Чёрный квадрат» Малевича, он чего публика пришла в полное восхищение. Аплодировали артистам около 10 минут, а режиссёра и актёров зрители наградили громким топотом, который у западной публики считается высшей похвалой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий