Редкие русские нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых
Становление и укрепление Московской Руси окончательно определилось при Иване III. Русь, как крупная европейская держава, начинает активно общаться с западным миром. Вместе с архитекторами, художниками и купцами на Русь приходят образцы искусства западных стран, причем в количествах не сопоставимых с предыдущим периодом XIII-XIV веков. Приходят и новые идеи, способные расшатать устои только, что образовавшегося государства.
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в стране не могли не повлиять на искусство. В частности на столь важные для средневекового человека предметы как символ личного благочестия-нательный крест. В последней четверти XV века православие подверглось испытанию на прочность в борьбе с ересью жидовствующих. Найдя поддержку в высших слоях общества, эта ересь могла привести к не предсказуемым для Руси последствиям. Идейные зачатки русского Раскола следует искать в событиях последней четверти XV века. Не удивительно, что ересь появилась в Новгороде, многовековые связи и близость к западу способствовали широте взглядов новгородцев. Пробравшись в Москву с адептами ереси, высокими чинами новгородского духовенства, новое учение было благосклонно воспринято самим великим князем. Этому немало способствовала поддержка жидовствующих его старшим сыном Иваном Молодым и его женой, невесткой Ивана III, Еленой Волошанкой. Но зародившись в Новгороде ересь, в нем же нашла и противоборство. В 1487 году борьбу с ней начинает новгородский архиепископ Геннадий. Он же потребовал созыв собора 1490 года, на котором ересь подверглась осуждению. Но как оказалось и сам митрополит Зосима был тайным приверженцем учения жидовствующих, за что впоследствии и был назван в летописях “вторым Иудою”. Суть человеческая мало изменилась за прошедшие столетия. В 2012 году многие в мире ожидали “конца света”, виною всему был некий календарь. Календарь был причиной ожиданий конца света и в 1492 году, на который приходилось начало седьмого тысячелетия от “сотворения мира.” Православные ожидали” “страшного суда”.
Жидовствующие отрицали и “конец света” и “страшный суд”, так как не признавали Святую Троицу, божественность Христа и его воскресение из мертвых. Когда ожидания апокалипсиса не оправдались, многие примкнули к ереси именно в это время. На фоне этой идеологической борьбы шла борьба династическая, непримиримая и скрытая борьба между представителями двух партий поддерживающими Ивана Молодого и его жену Елену и жену Ивана III, Софью Палеолог. В 1498 году наследником престола был объявлен сын Елены Волошанской, внук Ивана III, Дмитрий. Несмотря на это на сторону Софьи становится Иосиф Волоцкий. Он выступает против Зосимы обвиняя митрополита в поддержке еретиков и добивается того, что в 1504 Зосима отказывается от метрополии. Церковный собор 1505 поставил “точку” в этом деле. Главные заводилы были казнены, кое-кто сожжен. Остальные преданы анафеме “со всеми их поборниками и соумышленниками”. Пострадали и древние роды поддерживающие наследника Дмитрия. Но сама великая гречанка этого не увидела. Она умерла в 1503 году, за два года до смерти Ивана III. Говоря о событиях последней четверти XV века следует уделить особое внимание образу второй жены великого князя Софье Палеолог, так как перемены в московском государстве, в его культурной жизни и православном искусстве во многом обусловлены ролью этой выдающейся женщины в русской истории. А началось все после неожиданной смерти первой жены Ивана III Марии Борисовны, дочери тверского князя Борис а Александровича. Оставшись вдовцом в 1467 году великий князь смог вновь жениться только в 1472 году, когда получил согласие духовенства, опасавшегося влияния католиков через новую невесту Ивана III. От первого брака остался старший сын, родившийся в 1458 году Иван, прозванный в последствии Иван Молодой. Так что приехавшая в 1472 году племянница последнего византийского императора нашла в Москве не только полного сил, высокого, худощавого красавца князя 32 лет от роду, но и своего главного соперника в будущей борьбе за престолонаследие, его сына.
Князь Иван Васильевич III. / Софья Палеолог.
Нужно отдать должное этой великой женщине пережившей так много и добившейся своего. Византийская принцесса раздвинула горизонты русского искусства познакомив русских мастеров с последними достижениями западной культуры. Портрет Зои (Софьи) присланный Ивану III был первой картиной-портретом, с которой познакомились русские иконописцы. В летописях портрет назван “иконой”, но на греческом языке икона и значит “рисунок, изображение”. Софья привезла богатые подарки, в их числе и костяной резной трон, известный нам как “Трон Грозного”. Но кроме дорогих подарков вместе с ней в Москве появились знаменитые архитекторы, изменившие облик столицы, мастера денежного дела, художники, резчики, литейщики, врачи. Жена всячески настраивала и поддерживала своего мужа в превращении Москвы в “третий Рим”. Как отмечают современники, постоянно говоря о его мощи и военной силе, она призывала покончить с зависимостью от Орды. Что и произошло после “Стояния на Угре”, окончательно положив конец 240 летнему татаро-монгольскому игу. Но москвичи не любили Софью и она была вынуждена создавать свое окружение из иностранцев и тех русских, которые не принадлежали к известным древним родам.
После женитьбы Ивана Молодого на дочери молдавского господаря Елене и после появления наследника Дмитрия, эта женщина пережила не мало тревожных лет. Тем более, что как жена Софья прекрасно видела, что Иван III испытывает к красивой снохе не только отцовские чувства. Но не смотря ни на что на глазах Софьи Палеолог менялась старая, деревянная Москва помнившая еще Дмитрия Донского. Появлялись новые белокаменные храмы и дворцы. В споре о самобытности русской иконописи и художественного литья нужно учитывать, что как и любая самобытная культура большого народа, русская культура возникла не на пустом месте. Она вобрала в себя культуры многочисленных племен и народов дохристианского периода истории Руси.
Кроме того, уже в христианский период, она впитала в себя искусство Византии и других народов с которыми соприкасалась. Все это творчески перерабатывалось и в результате рождались самобытные, истинно русские произведения. Следует отметить, что представленные здесь кресты, за небольшим исключением, не так многочисленны и своим своеобразием выделяются на фоне массовой продукции того времени. Нужно добавить, что период бытования некоторых типов вряд ли превышает полвека. Хотя в виде реплик-переливок они могли продолжить бытовать еще какое то, но не долгое, время. Кресты о которых пойдет речь все объединёны рядом одинаковых признаков. Как правило это односторонний крест с прямым средокрестием, удлиненной нижней лопастью и расширением древа вверху и внизу. Причем нижнее расширение древа имеет форму близкую к килевидной, украшенную дополнительными вырезами. Начнем с описания крестов с образом Богородицы. Лицевая сторона таких крестов несет рельефное изображение Богородицы Агисоритиссы смотрящей влево (вправо от зрителя). Иконография Богородицы повторяет традиционное изображение этого образа на крестах энколпионах как домонгольского периода, так и второй половины XIII-XIV вв. Один элемент оформления, а именно “Занавес-покров”, позволяет с уверенностью предположить что на крестах воплощается образ именно “ Покрова пресвятой Богородицы”.
Подтверждением того, что “занавес” это “покров” служит и иконография креста под номером один. Изображение ангелов на боковых клеймах креста повторяют иконописных ангелов поддерживающих мафорий над головой Богородицы на некоторых иконах этого периода.
Ангелы поддерживающие покров над головой Богородицы на иконах XV в.
Единственный экземпляр имеет прототипом иконографию Богородицы Боголюбской, с изменениями бусловленными формой креста. По стилистическим признакам в большинстве случаев кресты создавались со второй половины XV века, скорее в его последней четверти. Это можно объяснить теми переменами которые наступили в культурной жизни Москвы после приезда Софьи Палеолог. Безусловно знакомство с образцами искусства итальянских мастеров подвинуло русских мастеров на создание собственных оригинальных произведений. Предпосылки к этому возникают еще в середине XV века. Это связано с работами выдающихся мастеров, таких как Амвросий и другие пока не известные нам мастера резчики.
Богородица работы Амвросия / Иконография Агиосоритиссы на энколпионах XIII - XIV вв.
На представленной фотографии запечатлена иконография “Покрова пресвятой Богородицы” с западных ворот Богородице-Рождественского собора в Суздале. 1227-1238 гг. Как видно контур мафория довольно точно изображен над Богородицей на крестах под номерами четыре и семь. На остальных крестах покров изображен более условно в виде “занавеса” состоящего из двух полотнищ соединенных в центре. Изображение “покрова” над Богородицей есть как во Владимирско - Суздальской, так и в Новгородской школах иконописи.
Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы
Первым из представленных крестов следует крест под № 1. Богородица представлена в окружении “Сил Небесных” в образе серафима и херувима расположенных в прямоугольных медальонах боковых лопастей. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ под декоративными титлами, образующими орнаментный рисунок. Над головой Богородицы “занавес-покров” состоящий из двух сегментов полукружий соединяющихся точно в центре. Внизу стилизованный “подиум” образуемый сакральным плетеным орнаментом ограниченным сверху и снизу прямыми линиями. Такая плетенка обозначает солнце, землю, воду, корни. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами.
Крест под № 2. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи расположенных в прямоугольных медальонах боковых лопастей. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ под декоративными титлами, образующими орнаментальный рисунок. Над головой Богородицы “занавес-покров” состоящий из двух полукружий соединяющихся в центре. Внизу “подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины с выпуклым крестиком в ромбе. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание так же украшено дополнительно декоративными вырезами. Не вызывает сомнения факт создания этих крестов в одной мастерской.
Крест под № 3. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, но вертикальные линии образующие боковые клейма отсутствуют. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ без декоративных титл. Над головой Богородицы “занавес-покров” состоящий из двух полукружий соединяющихся в центре. Внизу “подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины с выпуклым крестиком в ромбе. Обратная сторона гладкая. Возможно это правленая модель креста № 2.
Крест под № 4. Сохраняя структуру предыдущих крестов, данная разновидность имеет существенные отличия. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, расположенных в прямоугольных медальонах боковых лопастей. Вверху табличка без читаемых знаков. Над головой Богородицы “занавес-покров”, существенно отличающийся от формы на кресте № 1. Внизу стилизованный “подиум” украшенный волнистой линией и ограниченный сверху и снизу прямыми линиями. Это с древних языческих времен существовавший символ “ Мать сыра земля”. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание украшено дополнительно декоративными вырезами. Находка этой разновидности в хорошей сохранности сможет прояснить не ясные моменты в авторской трактовке композиции.
Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы
Крест под № 5. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, но вертикальные линии образующие боковые клейма отсутствуют. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ без декоративных титл . Над головой Богородицы “занавес-покров” состоящий из двух полукружий соединяющихся в центре. Внизу “подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины с выпуклым крестиком в ромбе. Обратная сторона гладкая. Эта разновидность креста изначально задумывалась без ограничения боковых клейм. Непонятный предмет между левой фигурой и спиной Богородицы может оказаться испорченным изображением второй ладони левой фигуры.
Крест на рис.6 является одной из многочисленных реплик переливок с креста под № 5. Крест после многочисленного копирования местными мастерами и правок изображения.
Крест под № 7. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, но вертикальные линии образующие боковые клейма отсутствуют. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ без титл. Над головой Богородицы “покров” в виде полукруглой арки. Внизу “подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона креста гладкая. Эта разновидность креста изначально задумывалась без ограничения боковых клейм. Тщательная проработка изображений и хорошая сохранность креста предполагает его изготовление или в самой материнской мастерской, или как одну из самых первых копий с оригинала.
Крест под № 8. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи в боковых клеймах. Вверху табличка с не читаемой надписью. Над головой Богородицы две горизонтальные полоски Внизу “подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Обратная сторона гладкая. На имеющейся фотографии килевидное окончание срезано. Оглавие в виде неширокого ушка.
Кресты XV века с образом Богородицы / Иконка 'Богородица Боголюбская'
Крест под № 9. Ростовая фигура Богородицы стоящей на “подиуме”. На боковых лопастях в круглых медальонах монограмма ΜΡ ΘΥ без титл. Между левым медальоном и спиной Богородицы монограмма ΙCS ΧC в две строки под титлой. Над головой Богородицы, в левом верхнем углу, аллегорическое изображение восседающего на небесах Христа, в виде полукружия с выходящим лучом, направленным в ладони Богородицы. Внизу двух ярусный подиум покрытый накидкой с волнистыми краями на которой и стоит Богородица. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона креста гладкая. Изменения в иконографии обусловленные формой креста логически обоснованы и точно передают смысловую задачу - заступничество Матери за род человеческий. То что голос Матери услышан подтверждается лучом сияния или перстом направленным в раскрытые ладони Просительницы. Тщательная проработка изображений и хорошая сохранность креста предполагает одну из первых копий с оригинала. Смещение оглавия в левую сторону при формовке говорит о поспешности с какой снимался оттиск. Икона Богородицы Боголюбской считалась семейной иконой великого князя и заказ на исполнение нательного креста с образом Богородицы Боголюбской предполагает заказчика из представителей семьи великого князя. Несомненно оригинал этого креста был выполнен в драгоценном металле. Икона “Богородица Боголюбская.”
Заступив на великое княжение, сын Софьи Пелеолог, Василий III оказался достойным продолжателем дела отца. Менее отца склонный прислушиваться к мнению других, с детства слышавший от матери о своей исключительности, Василий III превратился в настоящего самодержца. И это признано было самим народом и боярами, о чем мы узнаем из рассказа Сигизмунда фон Гербершейна побывавшего на Руси в тот период. Он отмечал, что все с кем он общался говорили, что “Воля князя-воля Божья и все что делается князем, делается по Божьему повелению”. Этот наблюдательный политик отмечал, что при вопросе о чем то не ясном следовал ответ: “ Про то знает Господь и великий князь”. Говоря о предметах христианской мелкой пластики того времени нельзя не сказать о состоянии веры и Церкви этого периода. Как писал Лев Гумилев: ”По условиям времени вся мысль в XVI веке была мыслью церковной. Вопросы веры имели огромное значение, ибо форма исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной идеологической программой и легко переходила в политику и быт.”
Фактически правя страной в последние пять лет жизни Ивана III, Василий III принял активное участие в борьбе с ересью жидовствующих. Судьбу еретиков решали два мнения существовавшие в церкви того периода. Нестяжатели, последователи заволжского старца Нила Сорского и его последователя Вассиана Патрикеева, были против казни еретиков, говоря о долге церкви во вразумлении грешников. Иосифляне-сторонники Иосифа Волоцкого по примеру инквизиции призывали огнем и мечем искоренять ересь. Собор 1504 года под началом Ивана III, но фактически Василия III и епископов принял сторону иосифлян и еретики были обречены на казнь. Но главным идеологическим стержнем для всего XVI в Московской Руси была идея “ Москва-третий Рим”, так ярко выраженная в “Увещевании” к великому князю от старца Филофея. Чувствуя себя потомком византийских императоров благодаря своей матери Софьи Палеолог, Василий III воспринял эти идеи как должное быть. Собственно послание старца было истинным пророчеством. Вся дальнейшая история России тому подтверждение. Если говорить о “третьем Риме” с точки зрения духовной, как о центре православного христианства, то постулат о “четвертом Риме” полностью воплотился. И после мученической смерти последнего православного царя Николая II, наследника византийской империи, империя “ромеев” ни куда не перешла. “А четвертому Риму не бывать” говорится в пророчестве старца Филофея. Осталась только надежда на возрождение православной Руси, а с нею и “третьего Рима”. В XVI веке было создано несколько произведений в духе учения о праве на наследие Византии и роли Руси как защитницы православия.
Взойдя на престол и повзрослев, сын Василия III, Иван IV ощущал себя прямым наследником византийских императоров, гордился своей бабкой Софьей Палеолог. Иван Грозный был первым российским государем венчавшимся на царство по византийскому образцу. Стремление стать “ третьим Римом” логически привело и к установлению на Руси патриаршества в конце XVI века. Время правления Ивана Грозного, как период укрепления абсолютизма, характеризуется не только репрессиями и казнями, но и возрастающим влиянием Церкви на все общество. Огромное влияние на молодого царя оказал митрополит Макарий. До макарьевских соборов 1547-1549 гг. было канонизировано шестьдесят семь общерусских святых. Подтвердив их канонизацию эти соборы внесли в списки многих местночтимых святых, частично уже забываемых за давностью лет. Обращаясь к собору Иван IV говорил: “взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство от многих времен и прародителей наших сокровено и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославляемы Богом.” Конечно подобный духовный подъем не мог не отразится на предметах личного благочестия и вероятно в это время и появляются некоторые разновидности нательных и наперсных крестов, что совершенно логично учитывая тенденции развития общества и Церкви.
Идеология периода второй половины XV-XVI вв. отражалась на произведениях мелкой пластики того времени, в частности на нательных крестах которые мы рассматриваем в этой работе. Основное время бытования этих предметов это последняя четверть XV и первая половина XVI веков, но некоторые разновидности бытовали и до “Смутного времени”.
Следованием византийской традиции могли быть кресты с образом Христа Благословляющего. Некоторые из них могли появиться еще при Иване III, например Христос Благословляющий вправо, (влево от зрителя). Обращение благословляющего жеста в сторону Богородицы, находящейся справа, наводит на мысль о Боголюбской иконе Богородицы, считавшейся покровительницей великокняжеской семьи. К этому времени, а возможно и несколько раньше появляется крест с сидящим Христом Благословляющим в положении анфас со свитком в руке, о чем говорит и стилистика оформления креста. Последующие разновидности вероятно приходится на конец княжения Ивана III, княжение Василия III и его сына Ивана IV.
К этому времени относятся и редкие кресты с изображениями отдельного святого в средокрестии. Хотя заказные кресты такой тематики появляются гораздо раньше, особенно на крестах работы ювелиров, представленные в этой работе кресты ограничиваются описываемым временем. Объединённые стилистическими особенностями оформления характерными для этого периода, эти кресты представляют собой немногочисленную группу, выделяющуюся среди огромного массива пластики этого периода. Для более точного определения времени бытования той или иной разновидности нужны четкие археологические данные о встречаемости этих крестов на поселениях этого времени. Следует сказать, что редкость этих крестов, особенно отливок близких к оригиналу, создает определенные трудности в атрибуции. Поэтому особенно ценны находки крестов отливки материнской мастерской и в хорошем состоянии.
Килевидные кресты 15 века с изображением благословляющего Христа
Крест под № 10 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении вправо (влево от зрителя) с предстоящими по бокам. В левой руке Спасителя свиток. Вверху табличка с монограммой в две строки МРIO / IСХС. В кил е видном о конч ании по г рудно е изображение Николая Угодника над ним надпись NI КО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны кресты двухсторонние где одна из сторон повторяет широко распространенный крест с Голгофским крестом, венком в средокрестии и плетенкой внизу.
Крест под № 11 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении вправо (влево от зрителя) с предстоящими по бокам. В левой руке Спасителя свиток. Вверху табличка с монограммой в две строки МРIO / IСХС. В килевидном окончании погрудное изображение Николая Угодника над ним надпись NI КО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Состояние креста и качество отливки предполагает одну из первых копий. Здесь хорошо видно что Спаситель сидит на престоле с разворотом 3/4 вправо.
Крест под № 12 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами. Крест отлит в серебре и учитывая состояние отливки и сохранность можно предположить его изготовление в главной мастерской.
Крест под № 13 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам HI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IМPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание завершается овалом. Реплика-переливок с креста №12.
Средневековые килевидные кресты с изображением благословляющего Христа
Крест под № 14 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины без рельефного крестика в ромбе. Отличается от №12 завершением килевидного окончания. Является репликой-переливком.
Крест под № 15 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма CXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание завершается срезанными гранями. Является репликой-переливком.
Крест под № 16 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма IC, по бокам XC NI, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины без рельефного крестика в ромбе. Переход верхней лопасти в оглавие оформлен в соответствии с видом килевидного окончания которое имеет копьевидное завершение. Силуэт креста тоньше.
Крест под № 17 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма NI, по бокам IC XC, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в в виде не широкого ушка. Верхнее расширение древа чуть меньше нижнего. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение. Силуэт креста тоньше.
Средневековые килевидные кресты с изображением благословляющего Христа
Кресты под № 18 и 18 А, несут в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма NI, по бокам IC XC, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе или без крестика. Верхнее и нижние расширения древа одинаковы по форме. Килевидное окончание имеет овальное завершение. Силуэт креста тоньше.
Крест под № 19 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Нечитаемые надписи заключены в круглые медальоны. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Крест является местным подражанием и несет следы правки изображения мастером литейщиком по сырой форме.
Больше были распространены кресты с изображением Христа на престоле. Реплики-переливки этих крестов встречаются на поселениях вплоть до правления Бориса Годунова. Существуют несколько вариантов этих крестов. Очевидно самый ранний вариант где Пантократор изображен с двумя поднятыми руками и предстоящими по бокам горизонтальных лопастей. Это наиболее близкий к византийскому вариант изображения. В килевидном окончании образ св. Николая Чудотворца.
Второй вариант близок к иконописному образцу. Евангелие в левой руке находится на сгибе ноги от торса, а благословляющая правая рука вытянута по плоскости креста. С этой иконографией образа Христа существуют несколько вариантов крестов. Один, очевидно переходный вариант, с изображением Спаса Нерукотворного вверху и св. Николая внизу. Второй вариант с надписями вверху, на горизонтальных лопастях и внизу.
Нательные килевидные кресты XV - XVI веков, Иисус Христос Пантократор.
Крест под № 20 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем же сте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись в две строки MРΘИNI/IIСХСI в килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКОΛА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным ажурным крестиком в ромбе.
Крест под № 21 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО . Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным крестиком. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Отлит в серебре.
Крест под № 22 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 23 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Отличается от № 21 формой килевидного окончания.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением Иисуса Христа на престоле.
Крест под № 24 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Реплика-переливок. Грубоватые изображения и изменения свидетельствуют о правке сырой формы или модели.
Крест под № 25 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Реплика-переливок. Грубоватые изображения с увеличением рельефа свидетельствуют о правке сырой формы или модели.
Крест под № 26 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. По бокам изображения предстоящих. Вверху образ Спаса Нерукотворного, в килевидном окончании образ св. Николая Угодника. Надписи отсутствуют. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет вытянутую форму. Реплика-переливок. Видны следы доработки формы.
Крест под № 27 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. По бокам изображения предстоящих. Вверху образ Спаса Нерукотворного, в килевидном окончании образ св. Николая Угодника. Надписи отсутствуют. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет вытянутую форму. Хорошо видны следы доработки и правки формы.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением Иисуса Христа на престоле.
Крест под № 28 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. Вверху монограмма IСХС, на горизонтальных лопастях неясные одиночные буквы. В килевидном окончании монограмма HIКА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 29 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. Вверху монограмма IСХС. По бокам монограммы NI КΑ под титлами. В килевидном окончании, в две строки надпись ЦΑР / СΛΑ. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест отлит в серебре, возможно в главной мастерской.
Крест под № 30 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа с предстоящими. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте на уровне груди. Обозначен престол и подставка для ног. Вверху надписи в три строки. По бокам Богородица и Иоанн Богослов. В килевидном окончании, отделенном от образа Спасителя табличкой с надписью, ростовые изображения двух святых анфас. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой, граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет не проливы и согнут. С такой иконографией известен и крест “тверского” типа,
В это время появляются кресты не только с чтимыми первыми христианскими святыми, но и святыми Русской земли, которых к этому времени канонизировали. Таков например крест с образом митрополита Московского Петра. Если судить по летописным свидетельствам, святой Петр пользовался особым почитанием среди всех членов великокняжеской семьи. Существуют многочисленные описания молитвы великого князя в трудных ситуациях у могилы этого святителя. Усиление Москвы, уверенно идущей к званию столицы нового государства, всемерно поддерживалось высшим духовенством во главе с митрополитом и начало этому было положено святителем Петром.
Петр
митрополит московский на фреске Дионисия, житийной иконе и иконе из
иконостаса, иконе работы Андрея Рублева и резное изображение митрополита
Феогноста.
Возможность выяснить вероятное время создания этого замечательного креста заставила автора предпринять некоторые изыскания. Нужно было найти событие которое могло послужить поводом к его созданию. И таким событием могло быть обретение мощей. Но митрополит Петр был канонизирован в 1339 году стараниями своего приемника митрополита Феогноста и великого князя Ивана Калиты. С документами на канонизацию Феогност ездил к патриарху Константинопольскому Иоанну Калеке. Таким образом первый митрополит Московский Петр стал семнадцатым по счету русским святым канонизированным до макарьевских соборов. Смерть настигла святого в преклонном возрасте и похоронили его в не достроенном Успенском соборе который великий князь строил по наказу святителя как новый духовный центр взамен храма во Владимире. Ко второй половине XV века собор обветшал и в 1472 году был разобран до основания, при этом были второй раз обретены нетленные мощи святителя Петра.
Весной 1472 года зодчие Кривцов и Мышкин прибывшие из Пскова начали возводить новый храм. По желанию митрополита Филиппа новый собор строили по образцу Владимирского Успенского собора, но более крупный. Когда высота стен стоящегося собора достигла человеческого роста, в них были сделаны ниши, в которые и поместили мощи московских святителей: Петра; Киприана; Фотия и Ионы. Как известно из летописей во время строительства храма богослужения не прекращались, для этого возле гробницы Петра на месте будущего алтаря была поставлена временная деревянная Успенская церковь. 12 ноября 1472 года в этой церкви великий князь Иван III обвенчался с приехавшей племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Но ночью 21 мая 1474 года неожиданно обрушилась часть почти достроенного собора. Причиной летописи называют редкое для этих мест явление, землетрясение.”Бысть трус во граде Москве...” По совету жены Иван III приглашает из Италии Аристотеля Фиораванти. Приехав на Русь этот выдающийся мастер сначала поехал во Владимир и исследовал тамошний собор. Остатки не достроенного храма были разобраны и началось строительство нового, который и был освящен 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Таким образом устанавливается возможная дата создания креста изготовить который могли к освящению Успенского собора. Пусть собор еще предстояло расписать в течении нескольких лет, служба в нем велась со дня освящения. Конечно для высоких гостей праздника освящения кресты были изготовлены в драгоценных металлах. И вероятно с одного из них и была снята форма для дальнейших отливок уже в медном сплаве.
Кресты XV - XVI вв., содержащие ростовую фигуру митрополита Петра, святого мученика Мины и неизвестного святого.
Крест под № 31 несет в средокрестии ростовую фигуру митрополита Петра. Святой изображен в полный рост, анфас, в облачении митрополита, в куколе византийского типа на голове. В руках святителя Евангелие которое он прижимает к груди как на иконе Андрея Рублева. В верхнем расширении древа надпись СТЪ, на концах горизонтальных лопастей надпись ПЕ ТР. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Композиция креста строгая и четкая, крупная графика букв создает рельеф повторяющий, в сочетании с фигурой святого, форму креста. По всем признакам крест создавал выдающийся мастер своего времени. Художественное воплощение этого креста перекликается с художественным решением креста с изображением Христа Благословляющего под №12, что возможно говорит о бытовании этих крестов в одно время.
Крест под № 32 несет в средокрестии ростовую фигуру святого мученика Мины с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях, вверху надпись в три строки. Святой изображен с крестом в правой руке и щитом в левой руке. Рисунок хорошо проработан. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка.
Крест под № 33 несет в средокрестии ростовую фигуру святого с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях, вверху надписи в три строки. (Надписи не читаются. В килевидном окончании образ святого Николая Чудотворца с надписью вверху NIКО. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами.
Образ великомученика Никиты Готского на иконе конца XV века.
Считается, что в произведениях мелкой пластики второй половины XV - XVI веков воплощался только один образ мученика Никиты, популярный в народе св. мученик Никита изгоняющий беса. Но оказалось, что это не так. Существуют кресты с главным изображением на лицевой стороне великомученика Никиты Готского (№№34;35). Особенно популярный в сербском православии, этот святой к концу XV века становится почитаем и на Руси. Его иконография на крестах находит точные аналогии в изображении этого святого на иконах этого периода.
На изображениях образ великомученика Никиты Готского на иконе (таблетке) конца XV века из Софийского собора в Новгороде. Святой является центральной фигурой среди мучеников Прокопия и Евстафия. Изображение канонично для образа мучеников. В правой руке крест, символ мученичества за веру, левая рука свободна, если каноном не предусмотрены предметы определяющие образ. Возможно, что на кресте № 35 на боковых горизонтальных лопастях представлены святые мученики Прокопий и Евстафий.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением ростовой фигуры мученика Никиты Готского
Крест под № 34 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты Готского в положении “анфас”. Святой держит в правой руке крест, левая рука прижата к телу. Надписи заключены в прямоугольные рамки. Вверху КT, на горизонтальных лопастях N И под титлами. Фигура святого занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка с крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест отлит в серебре.
Крест под № 35 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты Готского в положении “анфас” с избранными святыми по бокам. Святой держит в правой руке крест, левая рука прижата к телу. В верхнем расширении древа надпись в две строки МК / NИКИ. Фигура святого занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьеобразное завершение.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением ростовой фигуры святого Николая Угодника
Крест под № 36 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас”. Святитель изображен несколько грубоватым рисунком. В верхнем расширении древа монограмма NIК. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Крест отлит из серебра. Кресты под № 37 и 37 “А”, несут в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас”. Святитель изображен несколько грубоватым рисунком. В верхнем расширении древа монограмма NИ. На краях горизонтальных лопастей буквы К О. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Кресты отлиты из серебра.
Крест под № 38 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас”. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху КО, на горизонтальных лопастях NИ ΛА. Нижний медальон занят декоративной розеткой. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Крест отлит из серебра.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением ростовой фигуры святого Николая Угодника
Крест под № 39 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас” с широко расставленными руками по иконографии иконы “Никола Зарайский”. Святитель держит в левой протянутой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Известен экземпляр с крестиком на оглавии.
Крест под № 40 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас” с предстоящими по бокам, справа Спаситель, слева Богородица. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа надпись в три строки ICХСI/MPΘ/NIКОΛ. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского ушка. Крест отлит из серебра.
Крест под № 41 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас” с избранными святыми по бокам. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного в квадратном клейме. Под ним надпись в две строки. В килевидном окончании образ святого мученика Никиты изгоняющего беса. Над ним надпись в две строки. Крест имеет закругленные на концах лопасти. Верхняя лопасть имеет прямое окончание.
Крест под № 42 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас” с избранными святыми по бокам. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Двусторонние нательные кресты XV - XVI вв c изображением Николая Угодника и Сергия Радонежского
Двухсторонний крест под № 43 на лицевой стороне несет Распятие с предстоящими и Спасом Нерукотворным вверху. На обратной стороне, в средокрестии, ростовую фигуру Николая Угодника в положении “анфас” с избранными святыми по бокам. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись в две строк. Фигура святителя занимает все поле древа. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьеобразное завершение. И хотя данный крест выпадает по изображению на лицевой стороне из массива описываемых крестов, он оставлен из-за характерного изображения святителя Николая, отражающего иконографию крестов этого периода.
Двухсторонний крест под № 44 на лицевой стороне несет изображение Распятия. Вверху табличка с неясной надписью. По бокам горизонтальных лопастей прямоугольные таблички с буквами. В килевидном окончании погрудное изображение святого. На обратной стороне в средокрестии ростовую фигуру преподобного Сергия Радонежского в положении “анфас”. Святой поднял правую руку в благословляющем жесте. В левой руке свиток. В верхнем расширении древа надпись СЕРГI. В расположенных на горизонтальных лопастях четырехугольных клеймах буквы IС/Т/Ь/Ъ. В килевидном окончании, как и на одном из крестов с Богородицей, древний знак “ Мать сыра земля”. Волнистая линия между двух горизонтальных прямых линий.
Двухсторонний крест под № 45 на лицевой стороне имеет изображение Распятия с предстоящими. В верхнем расширении древа два слетающих ангела. Обратная сторона несет в средокрестии ростовую фигуру преподобного Сергия Радонежского в положении “анфас”. Святой поднял правую руку в благословляющем жесте, в левой руке свиток. Фигура святого занимает все древо креста. По центру горизонтальных лопастей круглые медальоны с надписями CEP/ГИI. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Оглавие в виде граненой бусины. Судя по художественному воплощению и качеству литья данный крест вероятно является продукцией мастеров литейщиков Троице-Сергиевой лавры. По сути крест повторяет мощевик второго типа.
Средневековые килевидные кресты, в среднокрестии святой Никита-Бесогон
Крест под № 46 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. Надписи заключены в прямоугольные рамки. Вверху NIКI, на горизонтальных лопастях M К под титлами. В килевидном окончании плохо читаемая надпись в две строки. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Хорошая сохранность креста и качество отливки предполагают главную мастерскую, но стилистика исполнения изображения святого отличается от общей манеры исполнения свойственной предыдущим крестам. Оригинальная трактовка образа говорит о своеобразном мастере который исполнил первоначальную модели.
Крест под № 47 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным косым крестиком. Килевидное окончание имеет овальное завершение. Отливка сделана в серебре, что говорит о заказном характере работы. Видны следы доработки формы.
Крест под № 49 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись в две строки. В выделенных клеймах на концах горизонтальных лопастей избранные святые. В килевидном окончании, отделенном от образа св. мученика Никиты табличкой с надписью СЕРГI образ преподобного Сергия. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет полуовальное завершение. Крест под № 48 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись в две строки. На концах горизонтальных лопастей избранные святые не отделенные в клейма. В килевидном окончании, отделенном от образа св. мученика Никиты табличкой с надписью СЕРГI образ преподобного Сергия. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Средневековые килевидные кресты со святым Никитой, побивающим Беса
Крест под № 50 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа изображение серафима. На концах горизонтальных лопастей изображения херувимов. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет вырезы, в том числе и повторяющие силуэт фигуры святого. Оригинальное исполнение креста предполагает его создание выдающимся мастером своего времени.
Среди крестов с изображением св. мученика Никиты побивающего беса созданных в это время, есть и редкие образцы изготовленные на основе средней части створки энколпиона с этим сюжетом. А так же кресты с подвижным оглавием и цельно литые переливки с них.
Отдельная группа крестов очевидно отражает определенную “моду” возникшую на короткий период и в дальнейшем не нашедшей развития. Речь идет о крестах с изображениями большого количества святых на лицевой стороне: №№ 51-53 и №84. Вообще увеличение числа изображений на поверхности крестов характерно для начала XVI века. Подтверждением определенной “моды” может служить и пелена “ Христос с апостолами”, вклад Федора Борисовича Волоцкого в Воскресенский собор города Волоколамска в 1510 году.
Пелена 'Христос с апостолами' 1510 г. / 'Собор святых апостолов' икона XV века.
Многофигурные иконы, такие как “Похвала Богородице” и различные “Соборы”, находят воплощение и в резьбе. И очевидно попытка перенести эту иконографию на нательные кресты и вызвала появление этой разновидности. Но чувство меры присущее мастерам заставило отказаться от подобных крестов теряющим красоту при слишком большой дробности элементов расположенных на плоскости креста. Видимо по этой причине продолжения и развития крестов этого типа не последовало.
Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с изображением 12 апостолов
Крест под № 51 Главное решение иконографии этого креста это размещение на горизонтальной лопасти изображений восьми избранных святых. К сожалению установить кто изображен не представляется возможным из-за качества отливки. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании образ Николая Угодника. Над ним изображение двух святых в повороте 3/4 друг к другу. Таким образом общее число изображений 12 , что явно имеет символический смысл, напоминая о числе апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны отливки в серебре.
Крест под № 52 Главное решение иконографии этого креста это размещение на горизонтальной лопасти изображений восьми избранных святых. К сожалению установить кто изображен не представляется возможным из-за качества отливки. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании образ Николая Угодника. Над ним изображение двух святых в повороте 3/4 друг к другу. Таким образом общее число изображений 12 , что явно имеет символический смысл, напоминая о числе апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Реплика переливок.
Крест под № 53 Главное решение иконографии этого креста это размещение на горизонтальной лопасти изображений восьми избранных святых. К сожалению установить кто изображен не представляется возможным из-за качества отливки. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании образ Николая Угодника. Над ним изображение двух святых в повороте 3/4 друг к другу. Таким образом общее число изображений 12 , что явно имеет символический смысл, напоминая о числе апостолов. Изображения на горизонтальной плоскости выделены на древе креста поперечными выпуклыми линиями. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Нижнее расширение древа удлиненно в сторону средокрестия и имеет ровный срез внизу.
Средневековые нательные русские кресты XV - XVI вв.
Крест под № 53 Главное решение иконографии этого креста это размещение всех изображений в одинаковых круглых медальонах на всей плоскости креста. В верхнем расширении древа образ серафима. В средокрестии Спас Нерукотворный по бокам Богородица и Иоанн Богослов. В килевидном окончании и выше на древе очевидно образы Николая Угодника и архидьякона Стефана. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с ажурным рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны отливки в серебре.
Крест под № 55 несет в средокрестии образ Святой Троицы, с предстоящими на концах горизонтальных лопастей. В верхнем расширении древа табличка с надписью в две с троки. В килевидном окончании, отделенный от образа Троицы табличкой с надписью, образ святого, возможно Николая Угодника. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 56 несет ростовое изображение первомученика Стефана с кадилом в правой руке и Евангелием в левой. Вверху неясные остатки изображения или надписи. В прямоугольных клеймах на концах горизонтальных лопастей изображения избранных святых. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой, приплюснутой бусины. Килевидное окончание слабо выражено.
Очевидно в конце правления Ивана III возрождается и литье крестов с изображением архангела Михаила. Бывшее в опале, после падения Твери в 1485 году, изображение ее покровителя какое то время даже стачивалось с тверских крестиков. Но очевидно прошло несколько лет и о бывшей самостоятельности Твери стали забывать. Укреплявшееся и расширяющееся государство быстро привыкало к своим приобретениям. Тем более, что правивший Тверским княжеством Иван Молодой воспринимался как законный наследник престола. Особенно популярное среди ратных людей изображение предводителя небесного воинства вновь появляется на крестах в традиционной иконографии. Такие кресты встречаются и в серебряных отливках, что подчеркивало статус владельца. Популярность крестов с архангелом Михаилом среди воинства обеспечила бытование этих типов на протяжении всего XVI века и добрую половину века XVII. То, что встречаются такие кресты не часто, говорит о их ценности для владельцев и возможно об определенном статусе позволяющем носить такой крест.
Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила
Крест под № 57 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа изображение серафима. По бокам горизонтальных лопастей надпись АРХ МЪИ. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Килевидное окончание креста имеет копьеобразное завершение. Реплика - переливок № 58 А.
Крест под № 58 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. Архангел изображен стоящим на стилизованном облаке в виде неправильного овала. В верхнем расширении древа надпись МИХА. По бокам горизонтальных лопастей надпись ИЛ ЪА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Килевидное окончание имеет овальное завершение.
Крест под № 59 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две . По бокам горизонтальных лопастей в квадратных клеймах избранные святые. В килевидном окончании изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 60 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две строки. По бокам горизонтальных лопастей избранные святые. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила
Крест под № 61 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две строки. По бокам горизонтальных лопастей избранные святые с надписями над ними. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 62 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две строки. По бокам горизонтальных лопастей избранные святые с надписями над ними. В отличии от предыдущего креста в килевидном окончании условное изображение земли на которой стоит архангел. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде не широкого ушка с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 63 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Килевидное окончание креста имеет декоративные вырезы. Крест является местной репликой-переливом с грубой доработкой по мягкой форме.
Крест под № 64 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мерилом в правой руке и зерцалом в левой руке. В верхнем расширении древа не ясное изображение. Горизонтальные лопасти заня ты изображением крыльев. В килевидном окончании условное изображение земли на которой стоит архангел. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение и декоративные вырезы.
Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила
Крест под № 65 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа изображение серафима. По бокам горизонтальных лопастей не пролитая надпись. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского ушка. Килевидное окончание креста имеет декоративные вырезы. Крест отлит в серебре. В основе лежит иконография креста №57.
Кресты под № 66-67 несут в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост. Архангел изображен в доспехах с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа изображение святых Зосимы и Сaватия. По краям горизонтальных лопастей изображения Василия Великого и Николая Угодника. Верхняя часть креста оформлена ленточными надписями. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы и небольшую декоративную вставку в окончании. Данный крест является наперсным по своим размерам, но автор включил его в описание что бы показать общее развитие иконографии крестов этого типа.
Крест под № 68 несет в средокрестии традиционный образ архангела в полный рост, в доспехах, с мерилом в правой руке и зерцалом в левой руке. Фигура архангела заключена в накладной круг, имеющий солярное значение, по технологии имитирующий витую проволоку. Крест равносторонний, с декоративными вырезами на краях лопастей. В верхней табличке под оглавием надпись. Определить имя архангела не удалось. По краям горизонтальных лопастей монограммы IC XI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Похоже на отливку по оттиску с креста изготовленного ювелиром.
Крест квадрифольной формы под № 69 несет в средокрестии традиционный образ архангела в полный рост, в доспехах, с мерилом в правой руке и зерцалом в левой руке. В верхней табличке под оглавием не ясная надпись. По краям горизонтальных лопастей возможно монограммы в виде сложного рисунка. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. За основу креста взята центральная часть энколпиона. Определить имя архангела не удалось. И хотя кресты №№ 65 и 66 не являются килевидными, они включены в описание как образцы многообразия художественного исполнения пластики того времени.
Автор: Спасёных А.Н.
http://www.kulturologia.ru/blogs/220713/18573/
Комментариев нет:
Отправить комментарий