20.08.2013
В
воскресенье молодой художник русского происхождения Владимир Уманец
испортил полотно Марка Ротко «Черное на темно-красном». Так мир узнал о
желтизме (The Yellowism) — новом художественном течении, которое
придумали Уманец и его коллега Марчин Лодыга. Сегодня виновного
арестовала британская полиция.
Как
заявил задержанный россиянин, его подпись на картине Ротко только
прибавит ей ценности (но скорее, все-таки, наоборот). Сразу же
обнаружилось, что у нового художественного течения есть свой сайт, где
можно изучить манифест и заявление группы о происшествии (вкратце,
«Уманец — не вандал»), а также узнать, что желтисты уже провели по
крайней мере три выставки своих работ. Последнюю — в некоей Natalia
Vodianova Yellowistic Chamber. Обо всем этом вчера оба охотно
рассказывали журналистам со всего мира. Look At Me вспомнил еще десять
случаев, когда вандализм помогал художникам прославиться и представить
свои действия как акт искусства.
Марсель Дюшан vs Леонардо да Винчи
Первым
иронизировать над общепризнанными шедеврами начал Марсель Дюшан: в 1919
году он пририсовал усы «Джоконде» — к счастью, это была всего лишь
репродукция знаменитого полотна Леонардо да Винчи. Тем не менее этот
художественный акт прославил Дюшана и сделал иронию над каноническими
произведениями искусства обычным делом: его последователи
преобразовывали уже подлинные картины.
Тони Шафрази vs Пабло Пикассо
В
середине 1970-х молодой художник Тони Шафрази, который позже стал очень
успешным галеристом и арт-дилером, нанес на знаменитую картину
«Герника» Пабло Пикассо огромную надпись «KILL ALL LIES». Позже Шафрази
заявил, что сделал это, потому что хотел возродить к жизни это
произведение искусства и сделать его абсолютно современным. Вероятно,
эта акция в MoMA была связана с освобождением под залог американского
лейтенанта Уильяма Келли, который принимал участие в жестоком массовом
убийстве в Сонгми во время войны во Вьетнаме. С помощью «Герники»
Шафрази хотел привлечь внимание к ужасам этой войны и к несправедливости
американского суда.
Ай Вэйвэй vs династия Хань
Знаменитого
китайского художника и диссидента Ай Вэйвэя тоже можно обвинить в
вандализме: в начале 1990-х он приобрел международную известность
благодаря серии фотографий «Роняя вазу династии Хань», на которой
запечатлено, как художник кидает древний сосуд на землю. Кроме того, в
1994-м в знак презрения к историческому наследию Китая он нанес на одну
из старинных ваз логотип компании Coca-Cola. Существует также несколько
десятков ваз с тысячелетней историей, которые Ай Вэйвэй просто покрасил
яркой строительной краской. Неизвестно, как изменилась стоимость ваз
после таких преобразований, однако их автор с тех пор стал одним из
самых влиятельных современных художников в мире.
Марк Бриджер vs Дэмиен Хёрст
Другой
известнейший современный художник, Дэмиен Хёрст, сам стал жертвой
арт-вандализма. В 1994 году Марк Бриджер одним движением превратил
инсталляцию Хёрста «Отбившаяся от стада» в свою работу «Черная овца».
Бриджер пришел в Serpentine Gallery, где выставлялась знаменитое
произведение молодого Дэмиена Хёрста, и вылил в сосуд с формальдегидом, в
который был помещен ягненок, банку чернил. На суде Бриджер заметил, что
просто «предложил интересное дополнение к работе Хёрста», однако суд
признал его виновным в акте вандализма. Тем не менее штраф Бриджер так и
не заплатил: в отличие от своего коллеги, он находился в бедственном
положении и был приговорен к двум годам условно. Сам Хёрст позже создал
собственную «Черную овцу».
Джубал Браун vs Рауль Дюфи и Пит Мондриан
Канадский
видеопродюсер и мультимедиа-художник Джубал Браун придумал оригинальный
способ портить произведения искусства, которые казались ему скучными и
бездарными. В 1996 году перед походом в музей The Art Gallery of Toronto
он наелся желатина и красного пищевого красителя, а затем спровоцировал
рвоту на картину «Порт в Гавре» Рауля Дюфи. Этот же трюк (только теперь
краситель был синим) Браун повторил и с картиной Мондриана «Композиция с
красным и синим», хранящейся в нью-йоркском МоМА. Оба полотна не
пострадали, и художнику даже сначала удалось убедить музейных работников
в том, что его действия были непреднамеренными. В конце 1996 года он
все же признался, что эти акции были частью трилогии перформансов
Responding to Art и были призваны как-то разнообразить картины, которые
не нравились Брауну.
Александр Бренер vs Казимир Малевич
Художник
и политический активист Александр Бренер стоял у истоков московского
акционизма, из которого выросли арт-группа «Война» и Pussy Riot. Он
участвовал во множестве радикальных перформансов в середине 1990-х, но
стал известен всему миру благодаря тому, что в 1997 году нарисовал на
картине Малевича, выставляемой в амстердамском Stedelijk museum,
огромный знак доллара — за это художник отбыл пять месяцев тюремного
заключения.
Юан Чай и Джан Джун Кси vs Марсель Дюшан
В
2000 году в Tate Modern чуть не произошел еще один акт вандализма:
перформансисты из Китая Юан Чай и Джан Джун Кси попытались помочиться в
инсталляцию «Фонтан» Марселя Дюшана, которая представляет собой обычный
писсуар, однако их быстро поймали работники галереи. Другому художнику,
итальянцу Пьеру Пиночелли, повезло больше: в 1993 ему все же удалось
применить писсуар по назначению, когда «Фонтан» выставлялся во
французском Ниме. Стоит отметить, что оригинальная инсталляция Дюшана
была утеряна еще при жизни художника, поэтому он изготовил восемь копий,
которые хранятся в музеях по всему миру, среди которых и Tate Modern.
Корнелия Паркер vs Огюст Роден
В
2003 году британская художница Корнелия Паркер обмотала скульптуру
Огюста Родена «Поцелуй» белой пряжей, длина которой составляла одну милю
— это отсылало к работе Марселя Дюшана, использовавшего одну милю нити
для того, чтобы создать «паутину» в галерее. Несмотря на то, что
действия Паркер были согласованы с кураторами Tate Britain, посетители и
многие журналисты восприняли ее действия как акт вандализма. Работа
Паркер вскоре была незаконно «разрушена» с помощью другой художественной
акции: художник-стакист Пирс Батлер (стакизм — художественное движение,
противопоставляющее себя объединению «Молодые Британские Художники),
разрезал нити, опутывающие скульптуру, в то время как вокруг нее начали
целоваться множество молодых людей.
Пьер Пиночелли vs Марсель Дюшан
В
2006 году 77-летний итальянский художник-перформансист Пьер Пиночелли
ворвался с молотком в зал Центра Помпиду, в котором находился знаменитый
«Фонтан» Марселя Дюшана, и ударил несколько раз по писсуару так, что на
нем появилась довольно большая трещина. Пожилого художника арестовали,
однако в полиции он отрицал свою вину и утверждал, что Дюшан оценил бы
его поступок. Возможно, Пиночелли был прав: на некоторых выставках
дадаизма посетители могли разрубать выставляемые экспонаты топором.
Братья Чепмен vs Питер Брейгель-младший
В
2010 году скандально известные современные художники Джейк и Динос
Чепмены, начинавшие вместе с Дэмиеном Хёрстом в составе группы «Молодые
Британские Художники», купили картину «Голгофа» Питера
Брейгеля-младшего, написанную в 1607 году, за 220 тысяч фунтов
стерлингов. Художники решили преобразовать это произведение искусства и
дорисовали фигурам на полотне узнаваемые свиные рыла вместо лиц и червей
вместо глаз — такие черты имеют и многие их скульптуры, знаменитые
своей провокационностью. Получившееся полотно художники выставили на
продажу уже за 750 тысяч фунтов.
http://art-news.com.ua/news/111325.html
Ублюдки. Будь они прокляты и всё их потомство!
ОтветитьУдалить