Художник был харизматически притягателен, и это при том, что в общении он был грубоват, а во время работы (сеансов с натурщицами) даже резок. Однако история не сохранила никаких отрицательных оценок о Климте со стороны женщин. Они терпели все выходки мастера и полностью подчинялись его требованиям. Результатом были шедевры: живописец обессмертил имена и лица многих представительниц прекрасного пола самого разного происхождения.
Историю знакомства Густава Климта и Эмилии Флеге источники толкуют по-разному. Официально считается, что они впервые увиделись на похоронах Эрнста, брата художника, в 1892 году. Его вдова Хелена привела с собой сестру – 18-летнюю Эмилию. По другим сведениям, знакомство наших героев произошло гораздо раньше.
В детстве Эмилия имела склонность к рисованию и ее честолюбивый отец решил дать ей художественное образование. Он, владелец фабрики по изготовлению курительных трубок, мог себе это позволить. Он отдал 13-летнюю дочь в обучение к художнику Г. Климту. Платил щедро, а Густаву деньги в то время были нужны.
Следует сказать, что художницы из Эмилии не вышло, несмотря на обоюдные старания. Но уроки не прошли даром; способная рисовальщица, Эмилия нашла себя в профессии: она стала дизайнером женской одежды, организовав собственный Дом моды в Вене. Это было позднее, а пока… Взрослеющая Эмилия очень дорожила дружбой с учителем; он был для нее всем. Видимо, и Густав привязался к ученице, моложе его на 12 лет. Иногда они совершали прогулки по городу, ходили в знаменитые венские кондитерские, в театр, где потолок был расписан лично Климтом…
Художник рано стал известным. После окончания художественного училища Густав вместе с братом Эрнстом и другом Ф. Мачем организовали творческую «команду». Начав с рисования портретов по фотографиям, они вскоре начали расписывать виллы и дворцы австрийской буржуазии (пока в провинции).
Получали неплохой доход и были вполне довольны жизнью. Весть о молодых талантливых мастерах достигла императорского дома. Выполнив несколько государственных заказов, Густав, как глава творческого трио, получил высокую награду: император вручил ему «Золотой Крест». Климту было только 26 лет.
Теперь он мог исполнить давнюю мечту – посетить Рим, Милан, Венецию, да и в родной Австрии было на что посмотреть… Обладая необыкновенным художническим чутьем, Климт буквально впитывал увиденное, сравнивал, запоминал.
По возвращении домой его ждали новые заказы. Художник стал модным живописцем; от заказов отбоя не было. Видные буржуа считали своим долгом запечатлеть на портрете жену или подругу. В это время Климт пишет вполне реалистичные женские портреты. Вскоре он стал материально независим и смог выбирать частные заказы по собственному вкусу.
Этому периоду принадлежат два портрета молодой Эмилии Флеге. Изображена 18-летняя девушка с нежным румянцем; ее индивидуальность пока не проявилась.
.
1891/92 годы – время личных потерь для Густава Климта. Ушел из жизни отец, совсем молодым скончался любимый брат Эрнст, духовно близкий Густаву. Надо было заботиться о матери и вдове брата с маленькой дочерью.
Эти годы считаются переломными в творческой карьере художника. Смерть близких вызвала тяжелейшую депрессию, приступы которой будут преследовать его всю последующую жизнь. Эмилия смогла спасти учителя от жестокой тоски, помогла ему преодолеть душевный кризис и вновь взяться за работу. Художник и сам понимал, что лишь труд, занятия любимой живописью помогут ему забыть страдания.
Все свое время он проводил в мастерской; натурщицы сменяли одна другую и Эмилия уже привыкла к этому калейдоскопу. Девушка училась на портниху у своей старшей сестры Паулины, которая держала школу для швей. Ей помогала Хелена, вдова Эрнста. Едва заканчивались занятия, Эмилия бежала в мастерскую к учителю. Никаких уроков уже не было; девушке хотелось просто быть рядом с мастером, смотреть, как он работает и мечтать…
Вполне естественно, что она полюбила. А Климт не раз заявлял, что «не создан для буржуазного брака». Он допускал свободные отношения с моделями; некоторые рожали от него детей, к которым художник оставался равнодушен. Та же участь постигала и матерей, их родивших. Когда картина была закончена, он совершенно забывал о позировавшей женщине; легко отпускал и не заботился о ее дальнейшей судьбе.
Конечно, это касалось простых натурщиц, обыкновенных моделей. С некоторыми знатными дамами Г. Климт имел довольно длительные отношения; например, жена «сахарного короля» Европы Адель Блох-Бауэр считалась музой художника десяток лет.
Шли годы. Для Эмилии других мужчин, кроме Климта, не существовало. На нее с легким презрением смотрел отец, жалостливо - мать, с недоумением – сестры. Девушкой овладела апатия, ей казалось, что положение безнадежно.
Эмилия решила обратиться за помощью.
Душевное равновесие Эмилии было нарушено.
Возможно, она надеялась на семейную жизнь с Климтом? Однако художник
никаких решительных шагов не предпринимал и Эмилия поняла, что теряет
самоуважение. Ей был нужен совет. И она его получила!
Практикующий психоаналитик Зигмунд Фрейд пользовался уважением у венской публики. Депрессии и неврозы он лечил беседой. На знаменитой кушетке в кабинете ученого побывали многие.Лечение шло успешно. Пациент просто лежал в расслабленном состоянии и рассказывал, «изливал душу». Доктор сидел на стуле спиной к кушетке и слушал, изредка задавая уточняющие вопросы. Эмилия даже захватила с собой листы с эротическими рисунками Климта; он делал много зарисовок, но оставлял только лучшие.
Не будем углубляться в ход бесед с нашей героиней. Скажем только, что Фрейд настоятельно советовал пациентке «заняться настоящим делом», чтобы снять эмоциональную зависимость от мэтра, начать жить собственной жизнью. У Эмилии получилось. Вместе с Хеленой она открыла Дом моды от-кутюр. Дело сразу пошло на лад; возможно из-за расположения: магазин занимал весь первый этаж аристократического кафе «Каса пиккола», куда часто заходила буржуазная публика.
Эмилия нашла себя в профессии. Она с удовольствием разрабатывала дизайн женской одежды. Ее отношения с Климтом не нарушились. Они перешли в новую фазу: стали спокойными, ровными, дружественными.
Густаву пришлась по душе необременительность дружбы со свояченицей. Он придумывал эскизы тканей, Эмилия разрабатывала фасон платьев, ну а венские щеголихи с удовольствием их носили.
Эмилия Флеге стала настоящей привязанностью художника. Он называл ее другом, прислушивался к мнению, ценил советы. Ведь Эмилия как никто другой понимала изобразительную манеру Густава, то, что он хотел выразить своей живописью. Они вместе ездили в путешествия; иногда она сопровождала Густава на обязательные светские мероприятия.
Умело управляя Домом моды, Эмилия получила финансовую независимость. Окружающие этого не хотели понимать, ведь в то время для женщины была уготована совсем другая роль.
Вот такую Эмилию увидел и запечатлел на портрете Г. Климт.
Перед нами уверенная в себе стройная женщина с властным, немного ироничным взглядом. Художник «одел» ее в придуманное им платье. Ткань – как пейзаж, напоминающий лес и поле. Венская публика была недовольна вызовом живописца. В моде по-прежнему были рюши и оборки.
Приведем строки поэта Ивана Есаулкова о портрете:
Предстала перед нами героиня
В орнаментальной, плоскостной картине.
С Эмилией Климт дружен много лет,
Написан им по-новому портрет.
Лицо модели. Всюду арабески.
Все это дивно, поражает блеском!
Здесь разнотипна и абстрактна вязь.
До дней последних протянулась связь!
Художник сам придумал платье это
И подчеркнул им стройность силуэта.
Орнаментом, иль россыпью цветов,
Любой деталью фона вновь и вновь
Климт выразил к Эмилии любовь!
Любимым местом отдыха художника в летние месяцы был загородный дом на озере Аттерзее. Им владел брат Эмилии – Герман, выгодно женатый на Терезе Паулик. Она получила дом от отца – поставщика мебели для императорского двора.
Стремившийся походить на сильных мира сего, мебельщик, не жалея средств, возвел настоящий замок с башенками и горгульями в рыцарском, средневековом духе.
О романтических временах напоминают многочисленные галереи, балкончики, террасы.
Здесь все было создано для полноценного отдыха. Интерьеры помещений просты, удобны и в то же время изящны. Каждый год в разном составе представители семьи Флеге собирались здесь.
Г. Климт усердно трудился над пейзажами: окрестности озера были великолепны!
Пейзажные полотна, как и женские портреты, исполнены в неповторимой, климтовской манере. Густав оттаивал душой, на его лице появлялась улыбка. Эмилия была счастлива! Рыбалка, прогулки по озеру на лодке, развлечения с приезжающими гостями…
Вилла Паулик дала художнику вдохновение на создание 49 картин! На отдыхе Климт никогда не испытывал хандры. Окружающие замечали, что к Эмилии он относился с несвойственной его натуре романтичностью. Конечно, всех интересует, был ли у них роман? Кто знает, хотелось бы верить, что был. Оба не распространялись на эту тему. Климт вообще был малообщителен, дневников не вел, а его немногочисленные письма и открытки Эмилия сожгла перед своей смертью.
Однако другом ему Эмилия действительно была. Несмотря на обильные любовные связи художника, она всегда находилась рядом. Могла успокоить, вернуть веру в себя, подставить дружеское плечо.
Климт написал всего три портрета своей подруги. К счастью, сохранились фото, которые позволяют дополнить облик Эмилии Флеге.
В 1915 году умерла мать Г. Климта, с которой он прожил всю жизнь и которую нежно любил. Для него это была тяжелая утрата. Как-то сразу навалились болезни и через три года художника не стало. Эмилия прожила 78 лет и умерла в 1952 году.
http://shchiptsova.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий