Конечно, он не только художник. Холсты, кисти и масло были уже потом. А сначала — работа у Кусто и всепоглощающая любовь к морю.
Ему было 24 года, когда он пришел на собеседование к легендарному Жаку-Иву Кусто, и в ответ на вопрос, что умеет, ответил, мол, «ничего, если честно, но починить могу там всякое, восстановить, поковыряться».Двухнедельный испытательный срок превратился для молодого французского химика в 21 год безудержных приключений, труднейшей работы и, в конечном итоге, найденному смыслу всей его жизни.
AdMe.ru представляет вам историю жизнерадостного и романтичного человека, непоколебимого оптимиста, очарованного морем.
Так обычно и бывает: мы знаем звёзд, первооткрывателей, именитых учёных и бодрых путешественников, но зачастую о тех, кто им аккомпонировал, кто помогал, подавал ключ на тридцать два в нужный момент, мы даже и не слышали.
Знакомьтесь, месье Лабан. Человек, который делал «Одиссею» Жака Кусто, жил на
Как только Андре Лабан попал на «Калипсо», ему сразу поручили творческую работу по созданию подводных камер, способных снимать в любой ситуации и в любом ракурсе, как Кусто посчитает нужным. Лабан проектировал и создавал фото- и кинокамеры, знаменитые подводные скутеры, сам погружался на морские глубины. Вместе с Жаном Моларом он сконструировал портативную подводную лодку «Ныряющее блюдце». Многие годы он работал пилотом одноместных подводных лодок, на которых проводил погружения на глубины до пятисот метров.
Через 2 года работы Андре у Кусто, фильму «Мир безмолвия», для съёмок которого применили
После такого успеха Лабан, освоив технику киносъёмки под водой, участвует в создании фильмов сериала «Одиссея команды Кусто» в качестве оператора, а позже в роли сорежиссёра и продюсера некоторых фильмов.
Время летело, в 1965 году Кусто запустил опасный и непредсказуемый эксперимент: несколько смельчаков отправляются на месяц на глубину 100 метров в подводную шарообразную квартирку. Там Лабан окончательно влюбляется в голубые пейзажи океана и, выходя «погулять» из подводного дома с аквалангом, понимает, что только живопись способна передать удивительную палитру синего цвета подводного мира и начинает писать картины. Под водой, с натуры.
Тот самый шарообразный дом, в котором на глубине 100 метров исследователи жили целый месяц
Если Айвазовский в основном писал по памяти, по своим впечатлениям,
то наш маринист кладет на камни и песок свой холст, покрытый
разработанной им грунтовкой (Андре — химик, не забываем), достаёт
мастерок, краски — и пишет. Пишет самые великолепные морские пейзажи,
которые только можно себе представить. Пишет море, воду, настроение
голубого тумана и волнительной тишины. В конце
«Меня иногда спрашивают: „Вам не надоело писать одну и ту же картину?“ Но на самом деле это не одна и та же картина. Она синяя, я согласен. Но море, как говорил поэт: „Море вечно в своем обновленье...“. Хотя волны движутся одна за одной, они не одинаковые. Я слышал от нескольких людей, что мои полотна передают энергию. Море содержит неизмеримую энергию. Эта энергия, эта безумная энергия моря, может быть, она передает мне часть своей энергии? — И, может быть, что через картины мне удается передать это тем людям, которые смотрят на них?»
«Я открыл для себя на „Калипсо“ мир, который совсем не безмолвен, как это принято считать, — он текучий, густой и голубой, в котором тело, благодаря силе Архимеда, находится как бы в невесомости. Это мир бесконечности, вот почему я пишу свои картины под водой».
Спустя годы Лабан выпустил биографическую книгу «Страсть к синему цвету», в которой описал свой быт на «Калипсо». «Ныряльщику, заговорившему о праве на отпуск, он (Ж.-И.Кусто) резко ответил: „Здесь ни у кого нет никаких прав!“ Образ, который он себе создавал в течение лет, стало несколько тяжело нести. К тому времени он являлся уже олицетворением подводного мира, создателем новой религии, Папой и мессией которой он был. А я был одним из его апостолов».
Как гром среди ясного неба в 1973 году командор Кусто увольняет Лабана без объяснения причин и каких—либо слов благодарности. 45—летний Лабан сходит с судна, на котором оставил 21 год своей жизни, изобретения, подводные камеры и лодки, свою работу и призвание.
«Я вижу, что Кусто — как краб, который отбрасывает свою клешню, когда она ему становится ненужной. Мне понадобились месяцы и даже годы для того, чтобы такой эпилог перестал быть дурным сном».
После увольнения Андре вместе с женой трудится в ресторанчике «Синяя подлодка», занимается разными другими делами, но через всю его жизнь красной нитью проходит море и живопись. В свои 85 лет он продолжает погружаться в морские пучины и писать картины, снимает игровые короткометражные фильмы с друзьями, пишет роман. Часто посещает Украину, принимает участие в фестивалях подводного творчества.
Удивительно наблюдать, как этот уже давно не молодой человек, лежа на
Комментариев нет:
Отправить комментарий