Интерес к той или иной точке на карте мира определяется целым набором факторов: наличием в указанном месте чего-то оригинального, чего нельзя увидеть больше нигде; таинственной историей; наличием некоего мистического ореола, придающего своего рода сверхъестественный характер, и так далее. Всё вышеперечисленное свойственно острову Пасхи, одному из самых известных уголков нашей планеты. Именно тайны острова Пасхи являются основой подобной репутации.
Как возникла островная цивилизация
Для учёных первейшей загадкой острова Пасхи является история его заселения людьми. Для небольшого острова, находящегося в двух тысячах километров от ближайшей суши, это не такой праздный вопрос, каким он может показаться. Существует три основных теории заселения острова Пасхи: американская, полинезийская и меланезийская. Американская теория, принадлежащая Туру Хейердалу, гласит, что остров Пасхи был заселён в ходе первой волны колонизации Полинезии, шедшей с южноамериканского континента в середине I тысячелетия до нашей эры. Индейцы из Перу, у которых Хейердал увидел немало общего с жителями острова Пасхи (например, в способах изготовления и установки каменных статуй), в V веке появились на острове Пасхи и создали собственную цивилизацию. А вот остальную Полинезию заселили другие народности в ходе второй волны колонизации в XI-XIII веках.
Согласно полинезийской теории, остров Пасхи был заселён именно из Полинезии, на что указывает, прежде всего, установленное родство некоторых полинезийских диалектов с языком рапануйцев (Рапа-Нуи - собственное название острова Пасхи его жителями). Кроме того, прослеживаются общие черты в культуре, в порядках общественной жизни, в способах ведения хозяйства между различными островами Полинезии и рапануйской культурой. Наконец, существует меланезийская теория заселения острова Пасхи, которая основана на предположении о существовании на острове двух категорий населения - «длинноухих» и «короткоухих».
Считается, что «короткоухие» были выходцами из Полинезии, а вот главенствовавшие «длинноухие» прибыли из Меланезии. Дело в том, что обычай ритуальной деформации ушей, то есть их удлинении с помощью специальных утяжелённых подвесок, распространён на некоторых островах Меланезии, как и культ «человека-птицы», главенствующий в декоративном религиозном искусстве острова Пасхи. Примечательно, что ни одна из этих трёх теорий не является главенствующей, так как в каждой из них есть свои сильные и слабые стороны.
Почему цивилизация исчезла
Не столь активно обсуждается, но не меньше интересует специалистов и вопрос о том, куда же исчезла рапануйская цивилизация, на протяжении сотен лет создававшая такие масштабные произведения, как статуи-моаи. Особенно актуальной эта проблема стала в последние десятилетия, с обострением дискуссий о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду и о возможной гибели цивилизации из-за ею же самой нанесённого непоправимого экологического ущерба. Основная теория падения рапануйской цивилизации заключается в безвыходной дилемме жителей острова.
К моменту заселения острова Пасхи, как установили учёные, он был покрыт густыми лесами. Людям на острове нужна была древесина для множества целей: в качестве топлива, в качестве строительного материала для жилищ и каноэ, в качестве материала для строительства и перемещения каменных статуй. К тому же нужно было расчищать площади для ведения сельского хозяйства. С ростом населения потребность в древесине росла, а площадь лесов сокращалась. Примерно к 1600 году практически все леса на острове были вырублены. Почва не имела источников обогащения (вулканы на острове потухли), а отсутствие лесов привело к эрозии почвы. Это означало невозможность появления новых лесов и ухудшение плодородности почвы для сельского хозяйства. Также исчезновение древесины означало ухудшение уровня жизни за счёт фактического отсутствия морских каноэ, а уж про установку новых статуй можно было забыть навсегда.
Загадки статуй
Чаще всего, когда говорят о тайнах острова Пасхи, подразумевают множество вопросов и порождаемых версий о моаи, знаменитых каменных статуях. Начиная с первых прибывших на остров европейцев считалось загадочным и невероятным, чтобы голые дикари, лишённые металлических оружий труда, на небольшом острове, количество жителей которых никогда не могло быть действительно значительным, сумели бы изготовить и установить такое количество столь монументальных статуй. В XX веке, когда наступила мода на всякие мистические, альтернативные и уфологические теории, статуи острова Пасхи стали притчей во языцех. В средствах массовой информации стало правилом хорошего тона утверждать, что существование моаи не поддаётся логическому объяснению и таит в себе немало тайн.
На самом деле к настоящему моменту тайн статуй острова Пасхи для учёных осталось не так уж и много. Во-первых, чётко установлено, что все статуи изготавливались на острове местными жителями. В сохранившихся каменоломнях можно проследить весь процесс создания статуй, которые начинали создавать с лица, потом высекали туловище и отделяли от породы. К тому же здесь предостаточно свидетельств того, что статуи делали люди, а не какие-нибудь могущественные атланты или пришельцы - множество заготовок для статуй оставлено из-за того, что в породе образовывались трещины или попадались особо твёрдые скальные вкрапления.
Что касается загадочного способа перемещения моаи по всему острову и их установки, то и здесь нет ничего сверхъестественного. Сегодня наиболее вероятным считается способ перемещения статуй, когда с помощью двух прикреплённых по бокам канатов статую раскачивали и она сама «шагала» из стороны в сторону, а сзади был привязан третий страховочный канат, не позволявший моаи заваливаться вперёд. Такому способу передвижения, проверенному экспериментально, способствовал смещённый вниз и вперёд центр тяжести статуй. Кроме того, теперь объясняются старинные легенды жителей острова, будто статуи сами «ходили» по острову.
Александр Бабицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий