Искусство изготовления шелка было открыто в Древнем Китае более пяти тысяч лет назад, намного раньше изобретения бумаги, и быстро распространилось по всей Азии. В Поднебесной ткань использовалась как основной носитель в живописи и письме и чаще практиковалась свободная роспись по шелку, в то время как в Индии использовался метод горячего батика, когда с помощью воска намечались линии рисунка, которые предотвращали растекание и смешивание красок. Шелк позволяет намного дольше сохранять яркость цветов, чем другие ткани или бумага. На рубеже тысячелетий
техника
росписи по шелку попала в Индонезию, где батик получил наибольший расцвет. В конце 19 века был открыт холодный способ батика: в качестве резервирующего состава стали использовать сок тропического растения, который обладал свойствами резины. Сок растения (гутта) до сих пор используется в холодном батике, хотя есть и резервы другого состава. В Европу секрет росписи по шелку просочился только в начале 20-го века благодаря русским эмигрантам. Уже в 20-е годы расписанный вручную шелк стал излюбленным материалом парижских кутюрье.
Итак, что же потребуется для первых опытов в росписи по шелку? Конечно же, сам шелк. Существует множество видов шелка, лучше всего остановить свой выбор на ровной, тонкой ткани белого цвета. Шелк следует предварительно постирать и погладить, так как ткань имеет свойство садиться.
росписи по шелку попала в Индонезию, где батик получил наибольший расцвет. В конце 19 века был открыт холодный способ батика: в качестве резервирующего состава стали использовать сок тропического растения, который обладал свойствами резины. Сок растения (гутта) до сих пор используется в холодном батике, хотя есть и резервы другого состава. В Европу секрет росписи по шелку просочился только в начале 20-го века благодаря русским эмигрантам. Уже в 20-е годы расписанный вручную шелк стал излюбленным материалом парижских кутюрье.
Итак, что же потребуется для первых опытов в росписи по шелку? Конечно же, сам шелк. Существует множество видов шелка, лучше всего остановить свой выбор на ровной, тонкой ткани белого цвета. Шелк следует предварительно постирать и погладить, так как ткань имеет свойство садиться.
Для росписи по шелку существуют специальные краски. Краски делятся на различные виды по способу закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом и длительной сушкой. Для начинающих советуем остановиться на двух последних видах. Все краски растворяются водой и смешиваются также как и при рисовании на бумаге, можно получить эффект акварели.
Резервирующий состав (резерв) бывает прозрачным и разноцветным. Продается он в пузырьках с удобными насадками, которые позволяют свободно наносить рисунок непрерывной линией. Для начинающих лучше воспользоваться насадкой в 0,5 мм. Некоторые виды составов полностью смываются при стирке (только прозрачные), а некоторые оставляют прорезиненный след, лучше
проконсультируйтесь у продавца. В продаже есть наборы для начинающих (от 500 рублей), которые включают в себя 5-9 цветов водорастворимых красок для росписи по шелку и резерв, можно для первых опытов купить шелк с уже нанесенным контуром рисунка.
Шелк для росписи должен быть туго натянут, поэтому для работы вам потребуется деревянная рама, для начала можно попробовать с большими пяльцами для вышивания. Шелк должен быть натянут сильно (как барабан) и равномерно - это играет важную роль для ровного и четкого нанесения рисунка. Нетрудно смастерить раму самим (из мягких пород дерева), можно купить и специальную раму для батика в магазине, очень удобны рамы с регулируемым размером. Закрепляется шелк с помощью кнопок, гвоздиков, булавок (для росписи готовых изделий) или специальных зажимов. Шелк лучше натягивать влажным - по высыхании натяжение становится еще больше.
Кисти для росписи по шелку выбирайте круглые, с острым кончиком. В идеале кисти из меха куницы и белки - краска с них не капает и не разбрызгивается. Для фантазийных разводов и грунтовки фона используются широкие кисти-губки.Подготовительная фаза занимает больше всего времени, но только в первый раз. Шелк расписывается очень быстро, поэтому все необходимое должно быть под рукой. Если вы не уверены в точности своей руки, потренируйтесь сначала на бумаге, так как шелк исправлений не терпит.
Это только небольшое введение в технику росписи по шелку, точнее сказать верхушка айсберга. Роспись по шелку - это очень экспрессивное искусство, требующее импровизации и быстрой реакции, так как нежелательные пятна и подтеки, особенно на первых порах, явление нередкое. Вот
- будьте терпеливы! Если вы работаете с резервом, дождись его полного высыхания и только тогда наносите краску. Если вы наносите резерв на уже окрашенный шелк, то краска тоже должна быть абсолютно сухой. Для ускорения процесса, можно использовать фен для сушки волос;
- всегда держите под рукой лист бумаги и, прежде чем коснуться кистью шелка, промокните лишнюю краску (во избежание пятен и брызг);
- проверить непрерывность линии резерва можно с помощью воды: если вода просочилась за пределы контуров рисунка, то нужно искать "брешь";
- если краска все-таки растеклась, то нужно действовать очень быстро. Всегда держите под рукой ватные палочки и спирт. Нужно постараться преградить путь вытекания краски с помощью палочки смоченной в спирте, одновременно собирая излишки вытекшей краски сухой ватной палочкой;
- места, на которые попал спирт, получаются светлее при нанесении краски, есть способ "замыть" эти пятна. Для этого (до нанесения краски) протрите место 50% раствором спирта. Дайте шелку высохнуть и при нанесении краски старайтесь размыть контуры пятна кистью. Очень часто такие ляпсусы становятся самыми оригинальными местами готового полотна;
- в мокром виде рисунок несколько темнее и ярче, чем в сухом.
И, наконец, самое главное правило: экспериментируйте, делайте ошибки и открытия, получайте удовольствие от процесса! Удачи в новом начинании!
Комментариев нет:
Отправить комментарий