Тайна Вермеера раскрыта?

15/12/2013
Один из самых известных из ныне живущих художников – Дэвид Хокни (David Hockney) в своё время выпустил книгу, в которой выдвинул предположение о том, что Ян Вермеер (Johannes Vermeer), как и многие художники 15-го века, использовал камеру обскура для создания своих необычайно реалистичных полотен. Но как узнать, возможно ли это вообще, и достаточно ли профессионального использования оптического устройства для того, чтобы писать настоящие шедевры, и если да, то как именно оно помогало художникам?



 Тим Дженисон - Урок музыки


Courtesy of Tim Jenison

На этот вопрос и решил ответить изобретатель из Техаса Тим Дженисон (Tim Jenison), об историческом эксперименте которого сняли документальный фильм иллюзионисты Пенн и Теллер (Penn & Teller). Именно они зафиксировали на пленке все этапы подготовки и осуществления амбициозного замысла Дженисона – полностью повторить картину великого голландца, опираясь лишь на технологии и не имея никакого художественного опыта.
В истории искусства, Ян Вермеер является почти столь же таинственной и непостижимой фигурой, как Уильям Шекспир в литературе. Принятый в местную голландскую гильдию художников в 1653 году в возрасте всего 21 года, Вермеер ранее не значился в учениках ни у одного художника. Тем не менее, он сразу же начинает писать шедевры в невероятной, фотографически точной манере.
Это загадочное появление Вермеера на сцене истории искусств породило множество слухов о том, что художник использовал при написании картин оптический прибор, помогавший ему создавать свои произведения. Однако до сих пор романтический мир искусства оставался непреклонен в своей вере, что даже если загадочный прибор и существовал, лишь гений мастера и его поразительно-точный глаз создали те великолепные шедевры, которые мы можем сейчас наблюдать.
58-летний Тим Дженисон из Техаса ничего не знал о шумихе вокруг картин Вермеера. Он спокойно жил в своем городе, где основал компанию «NewTek», сделав состояние на изобретении аппаратного и программного обеспечения для производства видео. В свободное время он работал жестянщиком, строя гигантские модели самолетов и боевых роботов.
Все изменилось в 2002 году, когда одна из его дочерей, тогда ещё студентка университета род-айлендской Школы Дизайна, посоветовала ему почитать «Тайные Знания» («Secret Knowledge») Дэвида Хокни. Идея оптического устройства, благодаря которому можно самостоятельно написать шедевр живописи запала в сердце Тима, всю жизнь работавшего с воспроизведением и манипулированием визуальными образами. Именно его опыт, благодаря которому Дженисон точно знал нюансы того, как видит картинку наш глаз, и как её отображает камера, подсказал изобретателю, что Хокни возможно прав.
Тогда жестянщик Тим Дженисон решил полностью воспроизвести одно из полотен Вермеера, сконструировав аналог оптического аппарата, который мог бы использоваться в 1600-х годах, и точно воспроизведя сцену одной из картин художника в своей мастерской.
Подготовка проекта заняла 5 лет. Первым делом, Дженисон посетил Амстердам, чтобы лично увидеть шедевры Вермеера. “Я словно прозрел, первое, что бросилось мне в глаза – фотографические оттенки на его картинах. Вермеер рисовал такие цветовые нюансы, которые его глаз попросту не мог видеть”, - рассказывает техасец.
После этого, Дженисон снова и снова ездил на родину художника. Он научился читать на голландском, изучил всю сохранившуюся литературу, посвященную оптике и инженерному делу того времени, заплатил за перевод ещё более старых латинских текстов по этой теме. В итоге, ему удалось понять, как именно работает этот аппарат: реальное изображение проецировалось на холст или бумагу с помощью линзы и расположенного под определенным углом зеркала. Причем, спроецированное изображение было достаточно ярким и четким для того, что бы воспроизвести его на бумаге. Такая проекция позволяет создавать рисунок, точно повторяя цветовые нюансы проектируемого изображения, не давая художнику ошибиться.
Первым экспериментом Дженисона стало перенесение на бумагу черно-белой фотографии своего отца. За пять часов кропотливой работы, изобретатель получил точную копию фотографии, созданную им – человеком, никогда ранее не бравшим кисть в руки. Этот эксперимент показал, что применение оптики может гарантировать точное перенесение на бумагу изображения, не зависимо от художественных способностей рисующего.
Следующим этапом подготовки стало точное воссоздание интерьера, изображенного на полотне голландского художника «Урок музыки» (The Music Lesson). Дженисон лично создал из дерева точную копию клавесина 15-го века, покрыв замысловатой резьбой всю его поверхность. Также были наняты актеры, одетые в точные копии костюмов героев картины Вермеера, позировавшие начинающему художнику. Даже освещение помещения было точно воссоздано. Окно комнаты было расположено под таким же углом к солнцу, как и мастерская Вермеера в Дельфте (Delft), а за окном был возведен ложный фасад голландского здания, стоявшего на другой стороне канала, напротив дома художника.
Процесс работы оказался намного более трудоёмким, чем изначально предполагал Дженисон. Выяснилось, что современные линзы не подходят для воссоздания изображения с помощью камеры обскура. Изобретателю и их пришлось делать своими руками, изучив технологию плавления и шлифовки стекла 17-го века. Для палитры были использованы только пигменты, доступные художникам в 1600-х годах, некоторые из них Дженисон сам добывал из минералов.
Крайне трудоёмким оказалось и создание самого изображения – оно заняло ровно 100 дней, от первого до последнего мазка. Как признался сам экспериментатор, он так устал, что бросил бы все, если бы не создание фильма. 2400 часов отснятого видео, в результате превратились в 80-минутную ленту, названную «Вермеер Тима» («Tim’s Vermeer»). Документальная картина будет выпущена компанией Sony в феврале следующего года.
Дженисон создавал изображение по отдельным фрагментам, проецируемым на холст. Потратив 8 месяцев на создание абсолютной копии комнаты и условий освещения, теперь изобретатель мог не смотреть на картину Вермеера и опирался только на то, что видел перед собой. Путём проб и ошибок он подбирал цвета, начиная с самых простых элементов картины. Его дочь немного помогла горе-художнику с техникой нанесения мазков, но как говорит сам экспериментатор, в начале пути его работа выглядела ужасно, зато к концу проекта – последним этапом был ковёр – его техника была весьма неплоха. “Но это не значит, что я могу сесть и нарисовать, что угодно, без оптики”, – со смехом говорит Дженисон.
Когда Тим Дженисон начинал свою работу, он на 80% был уверен, что Вермеер использовал камеру обскура. Когда изобретатель закончил свой эксперимент, его уверенность выросла до 90%. Исследование Дженисоном подлинника картины с помощью хирургических линз повысило его уверенность до 95%. Но были ещё 5%, которые сильно смущали экспериментатора – это был контраргумент, приводимый в противовес теории Хокни. Если Вермеер использовал такой сложный оптический прибор, как ему удавалось хранить это в тайне? Почему не сохранилось никаких свидетельств или описаний этого факта?
Суть отрицания идеи о том, что Вермеер изобрёл и использовал оптический прибор, помимо технических и исторических вопросов, заключается в том, что это уничтожает наше чувство благоговения перед гением художника. Все великие художники во все времена использовали новые инструменты и технологии, но не каждый человек, владеющий технологиями может создавать шедевры. Большинство людей хотят верить в магию, в то, что художники являются некими сверхъестественными существами, а не просто обычными людьми, владеющими техникой и технологией. Эксперимент Тима Дженисона, безусловно, перевернёт мир искусства, но сам изобретатель говорит, что понял одну вещь – художник может пользоваться любыми техническими достижениями, но это не изменит того, что для создания шедевра нужно невероятное количество усилий и таланта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий