Эгон Ши́ле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.
Мать Шиле — чешка родом из южной Богемии, г. Чешский Крумлов. Отец — ве́нец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905 году, юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека. В 1906 году он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешел в Академию изобразительного искусства. С 1907 года нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта. В 1908 году состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбург под Веной, где Шиле раньше учился в школе. В 1909 году Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где его работы разместились в окружении как работ самого Климта, так и полотен Ван Гога, Эдварда Мунка и др. В 1911 году подругой и моделью Шиле стала одна из моделей и возлюбленных Климта, Валери Нойзель. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чешский Крумлов, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 году Шиле был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетней. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению.
В 1912—1916 годах Шиле широко и успешно выставляется — его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже. В 1917 он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии. Через три дня после смерти беременной жены Эдит он умер во время эпидемии испанки, унесшей жизни десятков миллионов людей в Европе.
Автопортрет
В автопортрете 22-летний живописец предстает перед зрителем самоуверенным и одновременно ранимым. Композиция продумана до мелочей, художник выбрал для своей картины прямоугольный формат. Вписывая в него свое изображение, мастер срезал верхнюю часть своей непослушной шевелюры. Внизу тело обрезано по грудь. Голова, трактованная в сложном повороте, надменно вскинута. Глаза свысока взирают на зрителя. Вздернутое левое плечо усиливает высокомерие живописца. В то же время хрупкий внутренний мир молодого художника символизирует изображенный в причудливом изгибе стебель физалиса, увешанный яркими красно-оранжевыми плодами.
Мертвая мать I
Сложные отношения Шиле с матерью, смерть троих братьев в младенчестве стали лейтмотивом серии работ, появившихся в 1908 – 1915 гг. Подобные произведения, наполненные мистицизмом, противопоставлением жизни и смерти, вполне отвечают программам экспрессионизма и символизма. Мать нежно обнимает младенца, тем не менее, здесь нет ни тени умиления сценой – мать мертва, она не дарит жизнь, а забирает её. Пока живой ребенок скоро последует за ней в царство теней.
Колористическое решение и идея работы трактуют тему материнства с точки зрения боли и страданий. В палитре преобладают темный колорит, землистые оттенки черного. Ребенок, изображенный в центре композиции, является самым ярким цветовым пятном. Он все еще жив, но его судьба предрешена. Своеобразный черный кокон, в котором находится дитя, прильнувшая к нему фигура матери создают впечатление, что вскоре мгла сомкнется и так недавно начавшуюся жизнь, полностью поглотит небытие…
Видящий собственного духа II (Смерть и мужчина)
В «Двойном автопортрете» рассматривается тема противоречивости пророчеств. Фигура мужчины, размещенная на переднем плане, трактована в абстрактной манере, но более конкретно по сравнению с изображением стоящей за ней Смерти. Смерть мягко прикасается к Жизни с каким-то смущенно-застенчивым выражением лица. Картина выполнена в темных тонах Акцент на бестелесности Смерти Шиле делает цветом – самым светлым и ярким образом на холсте является именно ее фигура. Складывается впечатление, что она полупрозрачна, соткана из светящейся эфирной субстанции.
Тонущее солнце
Пейзажный жанр не был столь интересен Шиле, как изображение в различных сложных ракурсах тела человека. Тем не менее некоторое количество пейзажей живописец оставил после себя.
Данный пейзаж изображает последние минуты светового дня, солнце. Тонущее в море.
Зритель может убедиться в том, что Шиле вовсе не был лишен пространственного мышления. У этого полотна обнаруживаются несколько четко выявленных планов, разделенных между собой цветовыми градациями. Передний, самый темный, обозначен двумя хрупкими стволами молодых деревцев с ветвями, скупо покрытыми листвой. На втором плане – черная земля и камни, уже укутанные в сгущающиеся сумерки. Третий план – это освещенная последними отблесками солнца сиреневая водная гладь, за которой на линии горизонта лежат большие нежно-оранжевые с оттенками голубого и розового скалы. В самой дали, между ветвями и скалами, можно рассмотреть небольшое бледнеющее пятно полускрывшегося в воде солнца. Над прощающейся с уходящим днем природой раскинулось с темно-сиреневыми переливами небо. Занимающее верхнюю треть холста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий