Фото: Третьяковская галерея
19.12.2013
В Третьяковской галерее обнаружили картину голландского живописца XVII века Якоба Адрианса Баккера. Об этом сообщается на сайте музея. Открытие было сделано в ходе подготовки к переизданию очередного тома каталога «Живопись XVIII века» из собрания галереи.
В Третьяковской галерее обнаружили картину голландского живописца XVII века Якоба Адрианса Баккера. Об этом сообщается на сайте музея. Открытие было сделано в ходе подготовки к переизданию очередного тома каталога «Живопись XVIII века» из собрания галереи.
Для уточнения атрибуции картины «Девушка с нотами», хранившейся
в фондах галереи и приписываемой русскому художнику Петру Нестерову
(1745 — не ранее 1797), была проведена повторная экспертиза
и стилистический анализ работы. В результате исследования выяснилось,
что автором картины является не Нестеров, как указано на ее обороте,
а Якоб Адрианс Баккер.
Надпись «Петръ Нестеровъ, 1797» на обороте доски, на которой написана
картина, как показала экспертиза, является не подписью художника,
а именем владельца картины. Так как произведения Петра Нестерова
не дошли до наших дней, исследователи не могли судить о творческой
манере художника. В музее предполагали, что «Девушка с нотами» — копия
картины неизвестного иностранного художника, выполненная русским
живописцем в конце XVIII века.
Однако предположение о копии было также опровергнуто в результате
экспертизы слоев живописи. Затем сотрудники галереи обратились
к специалистам по западноевропейскому искусству, которые датировали
картину и выяснили, что она была создана не в конце XVIII, а в начале
XVII века (1630-е годы).
Профессор Вадим Садков, заведующий отделом старых мастеров в ГМИИ
имени Пушкина, предположил, что в Третьяковской галерее находится
авторское повторение работы Якоба Адрианса Баккера «Поющая пастушка».
Полотно известно по воспроизведению в одном из каталогов выставки
мастера. Оно было утрачено в годы Второй мировой войны. Однако известно,
что картина в собрании галереи находится в России с начала XX века —
в коллекцию Третьяковской галереи она попала в 1927 году из собрания
Государственного музейного фонда (ГМФ) под названием «Поющая девушка».
До 1918 года полотно находилось в собрании коллекционера
западноевропейского искусства по фамилии Фейтельберг. В 1918-м его
коллекция попала в ГМФ, а затем ее большая часть была передана
в Государственный музей изящных искусств (с 1937 года — ГМИИ имени
Пушкина). В Третьяковку попала только «Поющая девушка», вероятно, из-за
имени русского художника, указанного на обороте.
Голландский портретист и живописец Якоб Адрианс Баккер родился
в семье булочника Тьерксзоона, изменившего фамилию на Баккер (пекарь).
Баккер учился у живописца Ламберта Якобсона в Леувардене, затем
переехал вместе со своим другом Говертом Флинком в Амстердам, где Флинк
поступил в мастерскую Рембрандта. Неизвестно, последовал ли за ним
Баккер, однако считается, что его дальнейшее творчество находилось
именно под влиянием Рембрандта.
Lenta.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий