25.12.2013
Портрет отца Альбрехта Дюрера, приписывавшийся самому художнику, объявили автопортретом. Об этом сообщает The Art Newspaper.
Предположение, что Альбрехт Дюрер-старший мог сам написать свой
портрет, выдвинул куратор отдела ранней нидерландской и немецкой
живописи Берлинской картинной галереи Штефан Кемпердик. Он написал
об этом в своем эссе в каталоге выставки «Альбрехт Дюрер: Искусство
и контекст», которая в настоящее время (с 23 октября 2013 года
по 2 февраля 2014-го) проходит в Штеделевском художественном институте
во Франкфурте.
Гипотеза Кемпердика основана, в частности, на том, что портреты отца
и матери Дюрера, которые, как считалось, были написаны молодым
художником примерно в одно и то же время (около 1490 года), разнятся
по манере исполнения. Потрет отца выполнен более натуралистично.
Считается, что у Дюрера-старшего есть один известный автопортрет. Он
выполнен в редкой технике — серебряной иглой (по холсту или бумаге
рисовали заточенным кусочком серебра, в результате чего получалось
изображение серо-голубого цвета, которое затем окислялось и становилось
теплого коричневого оттенка). Исследователь отметил, что живописный
потрет отца похож на известный рисунок. Отсюда, по словам Кемпердика,
следует две версии. Либо Дюрер «списал» свою работу с рисунка отца, что
«нетипично для такого талантливого живописца», либо отец написал свой
портрет сам. В случае, если подтвердится последняя гипотеза, картина
«Альбрехт Дюрер-старший с четками» окажется первым живописным
автопортретом в европейском искусстве.
Согласно семейным хроникам Альбрехта Дюрера-младшего, его отец,
ювелир, до переезда в Нюрнберг долгое время провел среди голландских
художников (künstlern; историки не пришли к однозначному выводу, что в
данном случае значит немецкое «künstlern» — «художники» или «ювелиры»).
Кемпердик пишет, что недавно при инфракрасном сканировании картины было
установлено, что позади Дюрера-старшего раньше было изображено окно,
впоследствии закрашенное. Окно на портрете, отмечает куратор, является
одной из знаковых деталей голландского портрета. Дюрер-младший был в
Голландии, но в поздние годы — после 1520-го. Таким образом,
исследователь делает вывод, что в 1490-х годах с голландскими
живописными приемами мог быть знаком только отец художника.
Немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471-1528) является одним
из крупнейших мастеров западноевропейского Ренессанса. Помимо множества
живописных работ, рисунков и гравюр, художник оставил ряд
математических и астрономических исследований, автобиографию и несколько
трудов по теории искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий