Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников».
Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861).
Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.
Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.
Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же).
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры - «А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин»).
Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872) считается лучшим живописным изображением писателя.
Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма.
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей».
Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.
Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).
Странник. 1859
Проповедь в селе. 1861
Получил большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» и получил право поездки в качестве пенсионера за границу.
Крестный ход. 1861
Дилетант. 1862
Сватовство. 1862
Шарманщик. 1863
Савояр. 1864
Перов Продавец песенников. 1864
Парижская шарманщица. 1864
Парижские тряпичники. 1864
Проводы покойника. 1865
Очередная у бассейна. 1865
Гитарист-бобыль. 1865
Мальчик-мастеровой. 1865
Приезд гувернантки. 1866
Тройка. 1866
За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.
Разговор за круглым столом. 1866
Чистый понедельник. 1866
Утопленница. 1867
Учитель рисования. 1867
Сцена у железной дороги. 1868
Получил первую премию на конкурсе МОЛХ за картину «Сцена у железной дороги».
Последний кабак у заставы. 1868
Фомушка-сыч. 1868
Ф. Ф. Резанов. 1868
Е. Э. Перова. 1868
В. В. Безсонов. 1869
Был награждён первой премией МОЛХ за «Портрет В. В. Безсонова»
Девочка с кувшином. 1869
А. Ф. Писемский. 1869
По заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».
Птицелов. 1870
Получил первую премию ОПХ за картину «Птицелов»
Странник. 1870
За картины «Странник» и «Птицелов» удостоен Академией художеств звания профессор.
Накануне девичника. 1870
Приезд институтки… 1870
Автопортрет. 1870
Рыболов
Ф. М. Достоевский. 1872
В. И. Даль. 1872
И. С. Тургенев. 1872
Старики-родители. 1874
На сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» написал картину «Старики-родители на могиле сына».
Ботаник. 1874
Монастырская трапеза. 1865—1876
Христос в Гефсиманском саду. 1878
Возвращение крестьян… 1880
Плач Ярославны. 1881
Старик на скамейке. 1881
Комментариев нет:
Отправить комментарий